Одесский американец
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000426/475-2-2_0.jpg)
После двухлетнего перерыва в Киеве с огромным успехом выступили музыканты Одесского государственного филармонического оркестра.
За восемь лет, которые возглавляет оркестр маэстро Эрл, его коллектив добился значительных успехов. Музыканты много гастролируют не только в нашей стране, но и за рубежом. Хобарт Эрл — первый и единственный в истории нашей страны иностранец, удостоенный звания заслуженный артист Украины. У одесситов в столице масса поклонников: представители дипломатического корпуса многих стран, аккредитованных в Украине, народные депутаты Верховной Рады, деятели искусства и просто меломаны.
В начале программы оркестранты предварили музыку Густава Малера маленьким пятиминутным шедевром Ч. Айвза «Вопрос без ответа». Хотя правильнее перевести это произведение как «Тот вопрос, который остался без ответа». Айвз — один из основоположников новой американской школы. У композитора очень гармоничный язык. Оркестранты играют тихо. Через 40 секунд звучит труба, которая находится за кулисами и задает извечный вопрос: «Кто мы, откуда и куда идем?» На него пытаются ответить флейты. Но труба, неудовлетворенная ответом, вновь и вновь спрашивает, а флейты звучат все громче, быстрее, диссонанснее. В финале вопрос тонет в тишине...
— Девятая симфония Густава Малера — огромное философское произведение о ХХ столетии. Написано в 1911 году как прощание композитора с миром и жизнью. Он его сочинял, будучи уже смертельно больным. Мне кажется, что по духу оно близко к «Патетической симфонии» Петра Чайковского, — вдохновенно рассказывает об авторе Эрл. — Маэстро был суеверным человеком. Он панически боялся цифры 9, памятуя, что Брукнер, Шуберт, Чайковский, написав свои девятые симфонии, вскоре умирали. Поэтому Малер решил перехитрить судьбу и скоро сочинил еще и Десятую симфонию. Так, в 1904 году появляется на свет его вокальный цикл «Песни об умерших детях». После этого злой рок обрушился на его семью и забрал на тот свет одного за другим его малюток.
О Малере Хобарт может говорить часами. Девятую симфонию его оркестр исполняет третий раз за нынешний сезон и впервые — на сцене Национальной филармонии. Два месяца назад коллектив вернулся из гастролей в Германии. Там они исполняли русскую музыку. «Рынок и конъюнктура — слова, которые мне не очень нравятся, но именно они составляют суть того, что нынче происходит в музыкальном мире, — вздыхает Эрл. — Нас замечательно принимали. Хотя зарубежные импресарио боятся экспериментов. Их трудно убедить составить программу из неизвестных для широкой публики произведений. А сколько есть настоящих музыкальных шедевров. Например, выступая в Австралии, мне пришлось выдержать бой с дирекцией филармонии, чтобы добиться позволения исполнить «Карпатский концерт» Мирослава Скорика. Импресарио кричал, что я хочу его разорить и никто не будет это слушать! Я уверен, что украинская музыка — это клад, который еще предстоит открыть зарубежной публике. Помню, когда в финале мы сыграли «Ще не вмерла Україна», то у многих зрителей ручьями текли слезы».
Юрий Костенко, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины, не пропускает ни одного выступления Одесского государственного филармонического оркестра и в этот вечер тоже пришел на киевский концерт. С Хобартом Эрлом он познакомился в 1992 году. В то время Юрий Васильевич был послом Украины в Австрии: «Одесситы выступали в Венской опере. Апофеозом вечера стало исполнении увертюры к опере «Тарас Бульба» Лысенко. Она прозвучала как гимн нашей страны. Именно с того момента мы с Хобартом подружились».
Хотя триумф за границей — хорошо, но не менее важно подымать культурную жизнь в Украине, считает дирижер.
— Иногда руки опускаются. Хочется все бросить. Больше всего достает равнодушие чиновников всех рангов и мастей, — морщится Эрл и, волнуясь, начинает вставлять английские слова. — Я прекрасно понимаю, что если работать по-настоящему, то без трудностей не обойтись. Мне очень важно создать хорошую базу, чтобы мои музыканты могли расти, разнообразить репертуар. Ведь творческий потенциал у нашего оркестра большой. За несколько лет мы купили новые инструменты на 100 тысяч долларов. Обновили литавры, трубы, валторны, рожки. Культурная жизнь Украины не может быть только экспортом, но нужен импорт. Мы должны ездить на гастроли, а к нам, в свою очередь, приглашать зарубежные коллективы. В Америке наши друзья создали благотворительный фонд «Музыка». В этом месяце у нас появился долгожданный повод порадоваться. Уже отреставрировали фасад и сцену филармонии. Но, с другой стороны, огорчает, что на сегодня задолженность сотрудникам по зарплате составляет 100 тысяч гривен. Как видите, проблем у нас достаточно.
Беседуя с господином Эрлом, я заметила, что он, американец, болезненно реагирует на невзгоды, с которыми приходится сталкиваться музыкантам. Часто говорит «мы», имея в виду Украину. За годы его руководства в оркестр пришло много молодежи, но и уходят люди нестарые, талантливые, разочаровавшись в профессии, от хронического безденежья, житейской неустроенности. В этом месяце он подписал четыре заявления об увольнении.
— Когда оркестранты приходят на репетицию, то я их настоятельно прошу отбросить домашние заботы и сконцентрироваться только на музыке. Пока я лишь добился полной самоотдачи на концерте, — признается маэстро.
Перед выступлением Хобарт сосредоточен, деловит. Обладая феноменальной памятью, он все партитуры знает наизусть. По словам его жены, скрипачки оркестра Аиды Сорочинской, Эрл —трудоголик. Внешне совершенно не волнуется перед концертом, а о вулкане страстей в его душе можно только догадываться. Разбор «полетов» делает после каждого выступления, подмечая все огрехи. Он не умеет отдыхать, постоянно в движении и новых проектах. «Хобарт — реалист и романтик одновременно», — улыбается Аида. С 1994 года они живут вместе. Служебный роман перерос в идеальную семейную пару. Долгое время супругам приходилось снимать квартиру, и лишь недавно они обменяли и отремонтировали свое «гнездышко» в двух шагах от филармонии. С 13-летним Павлом, сыном Аиды от первого брака, Хобарт быстро нашел общий язык. Парень тоже захотел стать музыкантом и отправился учиться в Северную Шотландию — школу, которую с блеском окончил Эрл. «Я крепко врос в одесскую землю», — смеется Хобарт.
ДОСЬЕ «Дня»
Хобарт Эрл родился в Венесуэле. Гражданин США. С 1992 года — главный дирижер и художественный руководитель Одесского государственного филармонического оркестра. До этой должности он возглавлял Венский камерный оркестр, симфонический оркестр Tonkuenstler и Noord-Nederlands Orkestr в Голландии, в США дирижировал филармоническим оркестром Баффоло и филармоническим оркестром Флориды. Был основателем и художественным руководителем камерного оркестра «American Music Ensemble Vienna/Ensemble for Viennese Music New York», дирижировал премьерами большинства произведений современной музыки и возродил несколько малоизвестных произведений конца XIX — начала ХХ века. Эрл — ученик Фердинанда Лайтнера, Леонарда Бернстайна и Сейджи Озава. Обучался дирижированию в Музыкальной академии Вены, получил диплом кларнетиста в Лондонской консерватории и закончил Принстонский университет США. В совершенстве владеет английским, испанским, немецким, итальянским и французским языками. Самостоятельно за два месяца изучил русский язык, когда приехал работать в Одессу. На украинском говорит тоже вполне прилично. Вместе с Одесским государственным филармоническим оркестром Хобарт Эрл записал на английской фирме «ASV» серию компакт-дисков с произведениями украинских композиторов, которые раньше не записывались.
Выпуск газеты №:
№75, (2000)Section
Панорама «Дня»