ОГНЕМ И ВОДОЙ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021101/4200-1-1_0.jpg)
В ночь с 21 на 22 октября в филиале №1 Национальной библиотеки им. В. Вернадского (Владимирская, 62) произошла авария: прорвало трубопровод системы отопления и образовавшаяся дыра «дала быструю течь воды». С седьмого этажа горячая вода в течение ночи — ориентировочно с 3 часов до 8.30 — лилась вниз. От непосредственного увлажнения и пара пострадало значительное количество фондов: отдел библиотечных собраний и исторических коллекций, изобразительных искусств, эстампов и репродукций, обменно-резервный и газетный фонды... Общее количество документов, которые были повреждены в различной степени, по предыдущим оценкам, составляет более 200 тысяч единиц. (Несмотря на просьбы журналистов означить, какие конкретно книги или коллекции пострадали, четкого ответа не было получено). По свидетельству руководства библиотеки, музыкальные фонды, старопечатные книги и редкие издания, фонд юдаики и рукописей не пострадали.
Общественности официально сообщили о катастрофе только 30 октября. Более недели руководство библиотеки — и центральный офис на Московской площади (директор Алексей Онищенко), и филиал №1 (директор Людмила Муха) — застенчиво отмалчивалось. Информационная блокада была сделана в лучших традициях прошлого: ничего не случилось, а если и произошло, то не стоящее внимания. Сотрудникам библиотеки в устной форме «пожелали» не говорить лишнего. Почему страх и умолчание правды до сих пор являются нормой? Но шила в мешке не утаишь — люди тихо, но часто со слезами, рассказывали друг другу о беде и о том, что приказано молчать. Когда скрывать ситуацию стало невозможно (куцые сообщения в СМИ и даже депутатский запрос), руководство библиотеки и представители Академии наук, в подчинении которой находится книгособрание, собрали пресс-конференцию. Господин Онищенко объяснил удивленным журналистам, что таинственность вызвана ничем иным, как опасением того, что нечистоплотная пресса, слоняясь в помещении... могла расхитить фонды. Мол, знаем мы уже такие случаи. И вообще, когда пишут или показывают что-либо о библиотеках, особенно когда там что-то неладно, то это «наводка» для воров. Вот так!
Появляется много вопросов. Как случилось, что целую ночь в уважаемой библиотеке текла горячая вода и никто этого не заметил, ведь здание имеет соответствующую круглосуточную охрану, пульт с манометром («быстрая течь воды» не могла не сдвинуть его стрелку). Почему испытание труб под различным давлением перед отапливаемым сезоном ничего не выявило, а подключение дало такую «трещинку»? Да еще и ночью... Старые сотрудники признаются, что когда-то подключение отопления — это было настоящее ЧП! На каждом этаже около батарей стояли люди. Существуют также неединичные подозрения о возможной диверсии, уничтожении ценных фондов, являющихся очередным звеном в длинной цепи пожаров и потопов украинских библиотек.
Кстати, эта библиотека уже горела в 1964-м. Почему-то упрямо говорили (и говорят до сих пор) о неслучайности пожара — какой-то там фосфор. Тогда немного книг погибло от огня, но намного больше — от воды пожарников. Потом солдаты вывозили книжки на грузовиках на Левый берег и сушили их там под открытым солнцем на полянах...
23 октября распоряжением Президиума НАН Украины № 642 образована комиссия во главе с членом президиума, академиком Я.Яцкивым. К ликвидации аварии подключены институты: микробиологии и вирусологии (наибольшая опасность — возможен грибок), химии поверхности, сорбции и проблем эндоэкологии, технической физики, проблем регистрации информации и тому подобное. Первоочередные меры уже позади: литература рассортирована; документы, увлажненные на 50 и более процентов, перевезены в холодильную камеру Киевского хладокомбината №3. На сегодня это более 11500 единиц — книги, журналы, брошюры, газеты. После ликвидации последствий аварии законсервированные документы подвергнут реставрации. На вопрос «Дня», есть ли гарантия полного возврата вывезенной литературы в место постоянной «прописки», ответ был утвердительным. Остаток литературы просушивается в стенах библиотеки. 30 тысяч документов уже приведены в нормальное состояние.
Экспертиза здания показала, что «никакие серьезные повреждения помещению не нанесены». Целый институт выяснял причину прорыва трубы и неожиданно обнаружил внутреннюю коррозию. Мне кажется, что это мог бы сделать обычный сантехник из соседнего жэка. Сейчас все трубы и батареи заменяют. По словам подрядчиков, это будет стоить 50—60 тысяч гривен. На все нужды Кабмин выделил 200 тысяч. Руководство справедливо сетует на отсутствие средств у библиотеки. Это «нормальная» (потому что норму формирует большинство!) ситуация для всей страны. Не за что купить литературу, нет средств на ремонт помещений — последние два года их вообще не выделяли. Существуют долги за электроэнергию, охрану, услуги связи. С другой стороны, добрые люди говорят, что некоторые библиотечные начальники постоянно пребывают в заграничных командировках, что-то там сдается в аренду, следовательно, какие- то деньги есть. Только где они?
Библиотека обращается к своим бывшим, нынешним и будущим читателям и всем неравнодушным с просьбой помочь ликвидировать последствия аварии и восстановить нормативный режим хранения фондов и обслуживания читателей. Расчетный счет 39218008002 в УДК г. Киева для Национальной библиотеки Украины им. В.Вернадского; а/с 6541004000024/2 МФО 820019, код 26077879.