«Окопная правда» о модернизации армии

...Политическая обстановка в Юго-восточном регионе Европы продолжает обостряться. «Северные», после прихода к власти партии «Единое государство», усугубили конфронтацию с «Южными» во всех возможных сферах. В СМИ ведется активная кампания по дискредитации «южан»: их государственная власть обвиняется в предвзятом отношении к национальным меньшинствам. А из компетентных источников стало известно, что руководство «Северных» требует предоставить регионам компактного проживания этнических «северян» на государственной территории «Южных» статус районов с правами широкой автономии. На границе, по информации спецслужб «южан», ситуация накалена до предела: посредством общественных и религиозных организаций проводится активное культивирование «просеверных» настроений и, насколько можно судить, под прикрытием подготовки к плановым военным учениям «Северные» предпринимают дополнительные мобилизационные меры и «разворачивают» подразделения своих вооруженных сил вдоль границы. «Единое государство» не так давно было заподозрено в незаконном финансировании и поставках оружия на территорию «Южных». Что, учитывая сказанное выше, дает основания ожидать военной интервенции со стороны «Северных» под видом борьбы «этнических северян» за свои права и свободы. Попытки «южан» уладить нарастающую проблему в ходе дипломатических переговоров пока безуспешны...
Позавчера на военном полигоне, что близ Житомира, был открыт огонь на поражение. Стрелял (точнее, «учился» это делать) 1-й механизированный батальон 62-ой отдельной механизированной бригады сил быстрого реагирования ВС Украины. А перед этим журналистам была рассказана рожденная руководством 8-го армейского корпуса ВСУ описанная выше «легенда» учений.
В остальном — все на полигоне было очень реалистично. Совсем не как в популярных телесериалах о войне. «Южные» — то бишь личный состав 1-го механизированного батальона (407 человек, в том числе — 31 офицер), тринадцать танков, сорок одна БМП, два БТРа, десантные и огневой поддержки вертолеты etc. — достойно выдержали натиск противника, продемонстрировали свое умение активно оборонятся. Живых «северян», правда, не было. По той понятной причине, что стреляли «южане» в том числе и настоящими боевыми снарядами, в ближнем бою — бросали реальные гранаты... Словом, пальба велась по шестистам мишеням, сто тридцать из которых были движущимися. Эта условность и трассирующие снаряды не только не портили общего впечатления, но и делали проходящий вдалеке бой весьма зрелищным.
Как только «Северные» силами 10-й механизированной бригады, используя промежутки между участками прикрытия государственной границы, вторглись на территорию Украины, наши — насколько можно было разобрать в какофонии взрывов, реве двигателей и орущего громкоговорителя «Тайфун 55! Я — Беркут 15...» — передовые части дали встречный бой. На подмогу была брошена аэромобильная рота, что, естественно, не могло не задержать противника. Отрадно, как по нынешним финансовым временам, что сражалась эта рота под прикрытием с воздуха (таковым служили четыре рейда вертолетов МИ-24), и довольно долго. Набат отступления прозвучал, едва подтянулись основные силы «Северных». С этого момента началась настоящая канонада. А глаза сотни наблюдавших за учениями журналистов и офицеров стали походить на отблески трассирующих снарядов... «Бабах!..» И можно заключить, что подобное зрелище многие из присутствующих видели только по телевизору.
Однако на мысли о нехватке в ВСУ горючего, недостаточном финансировании нашей, фактически «хозрасчетной», армии и прочих неприятных вещах, просто не было времени. События развивались так стремительно, что не прошло и получаса, как противник был окончательно и бесповоротно опрокинут. А командующий 8-м корпусом, генерал-майор Анатолий Пушняков оценивал тактическую работу батальона на «четверку». Потерь среди наших, естественно, не было. Не было подсчитано на тот момент и количество уничтоженных «северян». Поэтому мир быстро воцарился в сознании, и все начали считать деньги.
Учения на Житомирском полигоне обошлись армейскому бюджету в 50 тысяч гривен. Цифра, памятуя об офицерской очереди на квартиры, для двухчасового мероприятия весьма солидная и, очевидно, стоящая. В том смысле, что в армии нет ничего более стоящего, чем мероприятие, на котором люди занимаются своим непосредственным делом: учатся воевать. Жаль только, что происходит это не так часто, как хотели бы сами военные. И не так, как того требуют реалии современной войны. На суше, как известно, сейчас уже мало кто сражается. А редкие образцы современного вооружения — скажем, ПЗРК «Стрела» — обкатать в условиях, приближенных к боевым, не получилось. Слишком дорого стоят самонаводящиеся ракеты.
Выпуск газеты №:
№72, (2003)Section
Панорама «Дня»