Олимпийцы-заочники
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000808/4141-1-5_0.jpg)
У нас в прошедшие выходные также состоялся передолимпийский легкоатлетический чемпионат. Но был ли он отборочным? Давайте обратимся к опубликованным в прессе условиям попадания в олимпийскую легкоатлетическую команду. Так вот, Госкомспорт сообщает, что «необходимыми условиями для попадания в олимпийскую команду для наших атлетов являются выполнение квалификационного олимпийского норматива и место в своей дисциплине в первой двадцатке мирового рейтинга. Остальные вакансии (а всего в Сидней поедет немногим больше 50- ти спортсменов) займет молодежь, для которых олимпийские старты будут рассматриваться как подготовка к следующей Олимпиаде». Конец цитаты.
Теперь попробуйте с первого раза определить критерии, по которым отберут легкоатлетов в далекую Австралию. Начнем с олимпийского норматива и места в рейтинге. Норматив, как известно, можно выполнить на международных стартах высокого уровня, а можно и на наших внутренних соревнованиях. Наши спортсмены, как правило, нормативы выполняют дома. Воздух, возможно, дома лучше, дорожки и сектора более качественные. Если нет, то чему отдельные чудо- результаты некоторых наших легкоатлетов, показанные дома, так никогда и не подтверждаются в соперничестве с лучшими зарубежными спортсменами на международных соревнованиях? Если говорить о мировом рейтинге, то что имеется в виду? Зачет Гран- при или Золотая Лига ИААФ, или просто список лучших результатов, зарегистрированных в этом году?
Как бы мы не считали, легкоатлетов, способных выйти в олимпийский финал, у нас намного меньше, чем пятьдесят. Среди мужчин это толкатели ядра Билоног и Вирастюк, метатели молота Пискунов и Скварук, прыгун в длину Щуренко, эстафета спринтеров и шестовик Бубка. Среди женщин — прыгунья с шестом Балахонова, а также Бабакова (высота), Портной (длина), Пинтусевич (100 и 200 метров). Есть также определенные шансы в барьерном беге на 400 метров и толкании ядра. Может одного-двух спортсменов я не вспомнил, прошу не обижаться. Все равно, как не подсчитывай, а больше двадцати кандидатов на олимпийский финал мы не имеем. Если каждый третий из наших финалистов принесет медаль — это будет большой успех нашей легкой атлетики.
И вот теперь мы возвращаемся к удивительной формулировке «молодые спортсмены». Кого и по каким критериям будут отбирать в число тех свыше тридцати «туристов», которых собираются повезти в Сидней наши легкоатлетические руководители? А не слишком ли дорогие эти поездки «за опытом» для бюджета нашей легкоатлетической федерации и Олимпийского комитета, которые постоянно жалуются на бедность? Как-то не совпадает такая щедрость с заявлениями о том, что нашим атлетам негде набраться международного опыта, ибо нет за что ездить на соревнования за границу. За деньги, израсходованные на одного олимпийского «туриста», вполне возможно отправить целую команду на соревнования в Венгрию, Чехию, Словакию или еще какую-то недалекую страну. Соревнований этих проводится достаточно и перенасыщенности перспективными украинцами, которым нужен опыт, они не испытывают. К тому же известно, что часть наших реальных претендентов на олимпийские медали уже давно тренируется и ездит на соревнование на собственные средства, не ожидая милостей от Госкомспорта.
Вернемся к чемпионату Украины. В отличие от американского, его победители не становятся олимпийцами автоматически. Даже лидеры в отдельных дисциплинах не могут точно знать, поедут ли они в Сидней. Так и сказал кто-то из легкоатлетических боссов в недавнем интервью: состав команды определится накануне отправки. А может не такие смешные эти американцы? Завоевав в честной борьбе на глазах всего мира олимпийские путевки, их легкоатлеты спокойно готовятся к стартам в сентябре, не заглядывая в глаза чиновникам, которые должны определить, являются ли они «молодыми спортсменами», которых стоит повезти в Австралию. Наши же атлеты тем временем не знают, а может хорошо знают, что там решили в кабинетах. Может поэтому наш национальный легкоатлетический чемпионат не собрал, в отличие от американского, ни публики на трибунах, ни всемирной телеаудитории. Потому что у американцев все решается открыто на беговой дорожке и секторах стадиона, а у нас неизвестно где. Отсюда и определенная разница в результатах.
Достаточно заглянуть в протоколы предыдущих Олимпийских игр или двух последних легкоатлетических чемпионатов мира, чтобы увидеть там несколько десятков фамилий украинцев и украинок, чьи результаты свидетельствуют о полном отсутствии шансов на успех. Такое себе в спортивном мире позволяют разве что представители экзотических государств, которые приезжают на Олимпийские игры ради создания количества. Привезли команду из одного спортсмена, вышел тот на дорожку стометровки, двенадцать секунд позора — и все. Главное — принять участие. К чему нам это? Почему об олимпийцах-заочниках, которые получили право поехать в Австралию совсем не высокими результатами, а какой-то неизвестной «молодостью», никто не говорит, никто не пишет? Может потому, что список украинских журналистов, которые поедут в Сидней, также утверждается в последний день?