Перейти к основному содержанию

ОПЕРЕДИТ ЛИ КИЕВ МОСКВУ В СОПЕРНИЧЕСТВЕ ЗА КНЯЖЕСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ?

14 апреля, 00:00
 

У нас появился редкий шанс приобрести и превратить в музей всемирно известную коллекцию театральной живописи потомка киевских Рюриковичей Н. Д. Лобанова-Ростовского.

Коллекция состоит из тысячи первоклассных произведений — живописных свидетелей давно прошедших спектаклей, многие из которых были созданы режиссерами мирового класса: С. Дягилевым, В. Мейерхольдом или же нашим земляком А. Таировым. Художники, произведения которых собирает князь, представляют серебряный век — первые десятилетия XX века. Они родом из России, Украины, Грузии, Армении. Лобанов- Ростовский мог бы сказать о себе как когда-то Екатерина II: «Я князь поневоле, а по призванию — коллекционер». С 1950-х и до сих пор Никита Дмитриевич объездил едва ли не весь мир. Он знакомился с художниками начала века, их родственниками, друзьями. Ориентируясь на свой вкус (как оказалось, безупречный), покупал не аукционных фаворитов, а неизвестных тогда нынешних кумиров. Он открывал для себя и Запада величие культуры своей родины. «У меня, — говорит Никита Дмитриевич, — был повод отрицать стереотипные стадные заявления о коммунистической угрозе, ракетах и ГУЛАГе одной фразой: «Посмотрите на картины в моем доме. Вот она, моя Отчизна — умная, добрая, талантливая и красочная».

Углубляясь в русскую историю, Н. Лобанов-Ростовский выяснил: корни многих явлений ведут в Киев. Он приезжает сюда, посещает сестру великого Малевича, находит дом Экстер, покупает рисунки Богомазова (и дарит их музею Гугенгейма в Нью- Йорке). А главное — он узнает, что именно в Киеве существовала достойная удивления по силе и качеству сценографическая школа Александры Экстер, в которой соединились суровость новейшего французского стиля с изобилием цветов и красок украинского народного искусства. Кубофутуризм на театральную сцену (и не только украинскую, но и русскую, немецкую, французскую) принесли из Киева Экстер и ее последователи. Их труды пополнили коллекцию князя, и эту часть он называет «моя украиника». «Я был поражен, — признается Н. Лобанов-Ростовский, — что в Киеве увидел много произведений мирового класса». Все это было скрыто от человеческого взора так далеко, что немногие догадывались о великом прошлом украинской сценографии. Эти произведения, отмечает Никита Дмитриевич, если поставить их рядом с Пикассо или Браком — французскими мэтрами, нисколько не потеряли бы в силе, а выиграли бы: более заметным стало бы их своеобразие.

Как и сохраненные им произведения, князь не избежал сталинских репрессий. Он родился в эмиграции в Болгарии, куда бежали от большевистского террора его родители. «Мы стали изгнанниками, не имея никакой вины, кроме аристократического происхождения». В 1946 году отца, мать и одиннадцатилетнего Никиту посадили в тюрьму, каждого в одиночную камеру. «Сидели элитарно, в одиночку», — невесело шутит Никита Дмитриевич. Каторжный труд в рудниках. «Я обносился. На помощь пришла смекалка зека. Сделал в мешке три дырки и натянул на себя... Эмиграция — незавидное существование. Не дай вам Бог жить в эмиграции».

Итак, коллекция Лобанова-Ростовского стала культурным явлением глобального ранга. Других такого уровня частных собраний в мире нет. Этот уникальный ансамбль следует сохранить нераздробленным. «Наше собрание отражает слой общерусской культуры с ее неповторимыми достижениями как в России, так и в эмиграции. Я узнал, что нашу коллекцию изъявило желание приобрести правительство Москвы. Я отдал всю жизнь этому делу, и для меня было бы личным успехом увидеть ее в столичном музее».

Никита Дмитриевич соглашается и на то, чтобы его собрание стало музеем в Киеве. Для этого киевлянам следует объединить частный капитал с государственными гарантиями. Коллекцию можно было бы, например, экспонировать в старинном особняке на Московской улице — филиале Музея истории Киева, сопроводив обширной информацией о коллекционерах (т.е. супругах Нине и Никите Лобановых-Ростовских), о художниках, в том числе и украинских, которых, как уже говорилось, в коллекции Н. Лобанова-Ростовского было достаточно, о режиссерах и спектаклях. А поскольку на эту коллекцию есть спрос во всем мире, то средства, израсходованные на ее приобретение, вернулись бы довольно скоро. Уже сейчас к владельцу поступили просьбы выставить коллекцию в Париже и Мадриде.

В силу неблагоприятных исторических обстоятельств наш город потерял много художественных ценностей: произведения самого знаменитого украинца Казимира Малевича, скифское золото, картины Александра Богомазова, этого украинского Пикассо, мозаики Михайловского Златоверхого собора. Как бы хотелось, чтобы этого не произошло с театральной коллекцией, собранной неутомимым потомком князя Владимира Великого.

P . S . По поводу коллекции Лобановых-Ростовских украинские деятели культуры направили открытое письмо вице-премьеру Украины Николаю Жулинскому, министру культуры Богдану Ступке, мэру Киева Александру Омельченко. В письме, в частности, говорится: «На протяжении последних лет мэрия Москвы вела переговоры о приобретении для музея современного искусства России этой коллекции. Ныне, как сообщает владелец, по его инициативе эти переговоры заморожены.

По словам Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, он не против того, чтобы коллекция была приобретена Киевом и постоянно экспонировалась здесь.

Собрание Лобанова-Ростовского состоит из картин наиболее выдающихся художников Российской империи и СССР, среди которых немало украинских художников мирового уровня: К. Малевич, A. Петрицкий, В. Меллер, А. Богомазов, А. Экстер, А. Хвостенко-Хвостов, М. Андриенко-Нечитайло, В. Татлин, М. Ларионов, П. Челищев, А. Тышлер, И. Рабинович.

В коллекцию также входят произведения таких корифеев русского авангардного искусства, как Н. Гончарова, А. Родченко, Л. Попова, А. Веснин, И. Нивинский. Они были представителями новаторских стилей, которые возникли в XX веке — кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм.

Ядром коллекции является, бесспорно, авангард. Но творческие течения предыдущей эпохи (конца XIX — начала XX века): символизм, импрессионизм, национальный реализм, сецесия — потеснены первостепенными именами и произведениями: М. Врубель, К. Коровин, Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин.

Коллекция собиралась на протяжении многих десятков лет в различных странах — Англии, Франции, США, Германии, Греции, России, Украине.

...Род Лобановых-Ростовских, который происходит от Владимира Великого Рюриковича, всегда был связан с Украиной. Яков Лобанов- Ростовский в начале XIX века был генерал-губернатором Украины. Сам Никита Дмитриевич является щедрым дарителем украинских музеев: музею Шевченко он подарил акварельный пейзаж нашего Кобзаря, а Национальному художественному музею — этюд И. Репина «Запорожец» и 15 театральных эскизов А. Экстер. Он и далее собирается пополнять музеи Киева и консультировать их по вопросам украиники на международных аукционах.

Приобретение коллекции Н. Д. Лобанова-Ростовского Киевом подняло бы творческий и государственный авторитет нашего города и Украины на несколько позиций».

СПРАВКА «Дня»

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский родился 6 января 1935 года в Софии. Гражданин США, в 1958 году окончил Оксфордский университет (магистр геологии), в 1960-м — Колумбийский университет в Нью-Йорке (магистр экономической геологии), в 1962 году — Нью-Йоркский университет (магистр банковского учета). Работал геологом-разведчиком нефти в Аргентине, впоследствии сделал карьеру в престижных американских банках, до 1997 года был советником фирмы «Де Бирс» (добыча и продажа бриллиантов). Член Американской ассоциации геологов-нефтяников и Американского института инженеров горнодобывающей, металлургической и нефтяной промышленности. Активно занимается общественной деятельностью. Является пожизненным членом Союза благотворителей музея Метрополитен (Нью-Йорк), членом Союза фонда Кирилла и Мефодия (София), правления Института современной русской культуры (Лос-Анджелес), Ассоциации американских ученых российского происхождения в Нью-Йорке и членом Общества коллекционеров в Москве. Автор ряда научных трудов, среди которых следует отметить книги: «Русские художники и театр» (1969), «Финансирование торговли» (1980), «Банковское дело» (1982). Проживает в Великобритании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать