Определение понятий
Если весь капитал теневой, то грязных денег всегда будет много
Традиционный рапорт налоговой милиции о проделанной работе (отметим оперативность: по данным за шесть месяцев), обычно озвучиваемый генерал-полковником Виктором Жвалюком, вчера подавался еще и в сопровождении телефильма «Контракт на нищету», снятого компанией «Интер». Однако доклад в увеселительном, а тем более разоблачительном видеоряде особенно не нуждался. Приведенные цифры убедительно демонстрировали, что преступления, связанные с неуплатой налогов, в Украине неистребимы. От себя добавим — без налоговой реформы преступников будет все больше. Только с начала года вскрыто более шести тысяч преступлений, открыто более пяти тысяч уголовных дел, в том числе три тысячи уклонений от уплаты налогов, из которых три четверти — в особо крупных размерах. Только таким образом в пользу бюджетов всех уровней и целевых государственных фондов обращено свыше 2 миллиардов гривен, что (напомним) равно 4% украинского бюджета.
Более того, теперь налоговая милиция все меньше хочет возиться со всякими мелочами (наподобие новопостроенных в столице подземных магазинов, которые торгуют без кассовых аппаратов), а сосредоточила внимание в основном на крупных объектах, для чего в составе налоговой создан своеобразный vip-департамент, «обслуживающий» особо крупных «клиентов». Налоговым хитом сезона стала борьба с отмыванием «грязных» денег или, по милицейской терминологии, доходов, добытых преступным путем. В этой связи В.Жвалюк подчеркнул, что первый департамент, поставивший себе целью не допустить легализации криминальных доходов, был создан именно в налоговой. Сейчас по следам налоговой пошел Минфин и обзавелся финансовой разведкой. «На два эти департамента, — сказал генерал, — возложена организация борьбы с отмыванием «грязных» денег». Стоит ли оспаривать это заявление, если на счету налоговых милиционеров свыше 500 уголовных дел, причем 127 из них уже в судах? При этом Жвалюк подчеркнул, что налоговая и дальше будет крепить взаимодействие со всеми службами, имеющими отношение к данному направлению, «что бы кто об этом ни говорил»...
Похоже, ГНАУ действительно все больше берет на себя инициативу в этом вопросе. Широкий резонанс получила встреча ее главы Николая Азарова с председателем Нацбанка Владимиром Стельмахом. Затем, в конце минувшей недели, ГНАУ провела совместную коллегию с Министерством внутренних дел. Как отмечал на ней шеф МВД Юрий Смирнов, результативность работы органов внутренних дел и прежде всего органов по борьбе с организованной и экономической преступностью по предупреждению легализации средств, полученных преступным путем, еще неадекватна сложившейся ситуации. По его словам, не поставлена надежная преграда проникновению в экономику капитала криминального происхождения. Министр убежден, что «деньги, полученные вследствие совершения преступлений и запущенные в легальный оборот, все больше и больше обогащают преступников», тогда как действующее законодательство, соответствующие статьи УК применяются неэффективно, возбуждаются уголовные дела по малозначительным фактам или при отсутствии состава преступления. Министр привел факт возбуждения следственным управлением Киева уголовного дела в связи с кражей телевизора и последующей легализацией средств (продажей телевизора за 250 гривен) и назвал его пародией на решение проблемы, являющейся сегодня одной из главных в обеспечении экономической безопасности Украины. Он фактически призвал к возбуждению громких уголовных дел по отмыванию средств, полученных от торговли людьми, оружием, наркотиками, нелегальной миграции, кражи транспортных средств, чему сегодня, по его словам, нет примеров. Одна из причин — нерешенные вопросы межведомственного взаимодействия при предупреждении использования финансовых систем для отмывания доходов, полученных преступных путем. На коллегии этот вопрос (без бросания камней в коллег) министром было обещано подвергнуть «тщательному обсуждению, изучению и наработке тех путей, которыми наши ведомства должны совместно реализовывать».
Совместная акция по обмену опытом борьбы с «мойщиками» «грязных денег» проводилась в МВД. Но главным все равно выглядела налоговая. Николай Янович заявил, что в курсе всех технологий по отмыванию, знает основных субъектов этого дела и то, куда выводятся деньги. Мировой объем отмывания грязных денег, сказал Азаров, по разным оценкам варьируется от одного до двух триллионов долларов. Наш объем — по его оценке — порядка двух миллиардов долларов. «Субъекты отмывания —это, — утверждает глава ГНАУ, — как правило, финансово-банковская система, валютные и фондовые биржи, казино, страховые и торговые компании, оффшорные банки, подставные корпорации», доходы которых исчисляются миллиардами, а объем уплаченного налога с прибыли часто не превышает 500—600 гривен. По мнению главы ГНАУ, это — прикрытие для отмывания миллиардов гривен. Он привел данные, согласно которым в этом году в маленькую Швейцарию якобы экспортировано в три раза больше зерна, чем потребляется в Украине. По мнению Азарова, это зерно никогда в Швейцарию не поступало, хотя по документам его следовало бы искать именно там. Особым успехом, сказал Николай Янович, у наших экспортеров пользуется также штат Делавер в Соединенных Штатах. 170 предприятий провели тут 7 тысяч внешнеэкономических операций более чем на миллиард гривен.
Оба силовых ведомства надеются, что эффект от объединения их усилий и информационных систем будет весьма и весьма ощутимым.
Но такая перспектива устраивает далеко не всех. В частности, многие представители кредитно-финансовой системы побаиваются, что совместные усилия силовых ведомств могут иметь эффект, напоминающий визит слона в посудную лавку. Так, Ассоциация украинских банков (АУБ) намерена до депутатских каникул подать свой проект закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Как сообщил президент АУБ Александр Сугоняко, позиция АУБ состоит в том, чтобы разделить отмывание «грязных» денег и уклонение от уплаты налогов, не привлекать налоговую администрацию к борьбе с отмыванием денег, а также не допустить нарушения принципа банковской тайны. Кроме того, есть еще одна опасность. Если борьба с отмыванием денег приобретет характер административной кампании, то о детенизации экономики можно будет забыть.
Cловом, сейчас центр борьбы «со стиркой грязных купюр» переносится в парламент, где должен обсуждаться соответствующий закон, по сути открывающий Украине путь для выхода из «черного списка» FATF. Является ли для нас «дверь» этой организации подлинной и единственной целью? Наряду с задачей «очистить лицо» в глазах международной общественности, Украине необходимо предусмотреть и обеспечить нормальные правила игры на собственном рынке. Для этого в обсуждаемом законе, действительно, было бы нелишне четко разграничить ответственность за отмывание денег, добытых преступным путем (т.е. при распространении наркотиков, торговле людьми и т.п.), и легализации средств, выведенных в тень из-за законодательства, неадекватного экономической ситуации в стране. Поэтому большую охоту за «грязными деньгами» стоило бы начинать одновременно с налоговой реформой и амнистией капиталов некриминального происхождения.
Выпуск газеты №:
№116, (2002)Section
Панорама «Дня»