Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Осеннее наступление евроинтеграции

В авангарде — нефтепровод Одесса — Броды — Гданск
09 августа, 00:00

Приезд в Украину весьма влиятельного и деятельного еврочиновника, представителя генерального директората транспорта и энергетики Еврокомиссии Фаузи Бенсарсы, как выяснилось в четверг во время его встречи с журналистами перед отлетом из аэропорта Борисполь, имел двойную цель. Официально он был посвящен подготовке октябрьской встречи Украины, Польши и Европейской Комиссии в Киеве, где намечается обсудить развитие сотрудничества в нефтегазовой сфере на уровне премьер-министров двух стран и вице-президента Еврокомиссии, комиссара по вопросам транспорта и энергетики Лойолы де Паласио. При этом главным вопросом, естественно, будет развитие проекта Одесса — Броды и строительства его продолжения до Плоцка и Гданска.

Вторая цель г-на Бенсарсы в Украине не афишировалась. Она, вероятно, состояла в том, чтобы получить разъяснения позиции украинского правительства по вопросу направления работы (прямом или реверсном) нефтепровода Одесса—Броды (16 июля правительство отложило на осень рассмотрение этого вопроса, решив привлечь на тендере независимого эксперта в этой области). Но, пожалуй, главным при этом было еще и поддержать руководителя «Укртранснафты» Александра Тодийчука в его усилиях в пользу осуществления прямого (проектного) направления работы нефтепровода.

Напомним, что 1 августа на собрании акционеров ОАО «Укртранснафта» (естественно, не без ведома правительства) были приняты кадровые решения, вызывающие не только недоумение, но и большие вопросы к украинской власти. Председатель НАК «Нефтегаз Украины» и наблюдательного совета «Укртранснафты» Юрий Бойко стал заместителем главы этого наблюдательного органа, уступив свое место представителю правительства (что можно было бы считать позитивным, учитывая протокол о реверсе, подписанный Бойко с Россией). Бывший председатель правления Тодийчук стал президентом компании, то есть всего лишь номинальным ее главой с представительскими функциями, тогда как бразды непосредственного правления перешли в руки Станислава Василенко, известного своими пророссийскими взглядами, а также подписанием (в режиме секретности) протоколов о реверсной работе нефтепровода Одесса—Броды. Таким образом, итог кадровых ротаций можно оценить как 2:1 (или даже 2:0) в пользу реверса. И понятно, что этот сигнал именно так и был воспринят в Европе. Сразу же после этого г-на Бенсарсу и направили выяснять отношения.

Что же оказалось? Комментируя по просьбе «Дня» описанные кадровые перестановки, Ф.Бенсарса подчеркнул, что Тодийчук остается специальным уполномоченным Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора и «именно по этим вопросам он уполномочен как Президентом, так и премьер-министром Украины». «Я обсуждал этот вопрос с представителями правительства Украины, — сказал представитель Еврокомиссии, — и получил ответ, что полномочия г-на Тодийчука остаются в силе». Сам Тодийчук, отвечая на этот вопрос «Дня», отметил, что произошло определенное перераспределение обязанностей и были использованы нестандартные подходы к распределению обязанностей — какая-то ошибка, которая в ближайшее время будет исправлена. Ошибкой Тодийчук считает ограниченные полномочия президента компании... и, похоже, намерен добиваться ее устранения, ап еллируя к Президенту и правительству. Он также считает, что принятые решения могут привести к замедлению осуществления планов «Укртранснафты», направленных на запуск нефтепровода Одесса—Броды.

По словам Тодийчука, «Укртранснафта» уже в октябре начнет поставку по нефтепроводу Одесса— Броды каспийской нефти на небольшие нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на юге Польши. При этом он заявил, что пока не выполняется распоряжение Кабмина о возвращении компании НДС и долгов НАК «Нафтогаз Украины» (соответственно — 180 млн. грн. и 70 млн. грн.), которые должны были пойти на закупку необходимого количества технологической нефти. Поэтому компания рассматривает три варианта наполнения нефтепровода: товарный кредит, привлечение денежного кредита и работа с нефтью компаний-поставщиков.

Причем подготовка к подписанию необходимых контрактов с компаниями, добывающими каспийскую нефть, уже завершается.

От Бродов и дальше нефть в Польшу будет поставляться по железной дороге. По мнению президента, этот пилотный проект расширяет возможности нефтепровода Одесса — Броды на тот период, пока не будет достроено его продолжение до Плоцка. В дальнейшем планируется договориться о поставках нефти таким способом на НПЗ Словакии, Чехии и Германии. При этом границу Украины цистерны с нефтью будут пересекать почти без остановок. Ф. Бенсарса отметил, что таким образом Украина начинает реально интегрироваться в Европу.

Но вернемся на направление Одесса — Броды — Гданск. До сих пор роль России тут была скорее негативной, поскольку в ее интересы никак не вписывается транспорт каспийской нефти через территорию Украины. Более того, своими предложениями о реверсном направлении для этого нефтепровода она пыталась, по сути, поставить крест на этом украинском проекте. И вот приятная новость: оказывается, судя по словам посла России в Киеве Виктора Черномырдина, наш северный сосед готов участвовать в строительстве нефтепровода Броды — Плоцк. Если не принимать во внимание «оговорку» посла о том, что его страну никто пока «особо» не приглашал к участию в этом проекте, то такое заявление можно было бы расценить как настоящий прорыв. Но эксперты «Дня» сдержанно отнеслись к этому заявлению, предполагая в нем если не подвох, то хотя бы подводные камни, которые проявятся после первых же переговоров на эту тему и приведут, как и переговоры о международном газотранспортном консорциуме, в тупик. Более того, недавние «успешные» переговоры о закупке Украиной российского зерна, в соответствии с которыми нашей стране обещано больше половины всего зернового запаса РФ, наводят на размышление и о каких-то, пока не обнародованных, уступках со стороны Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать