От «патриотизма» избавились. Теперь нужна нефть
Проект Одесса—Броды завершен, но пока «сух»Вчера в ОАО «Укртранснафта» звенели бокалы по поводу долгожданного события. Украина в присутствии послов иностранных государств торжественно принимала в эксплуатацию соединительный нефтепровод Одесса — Броды (соответствующий акт подписал председатель Госкомиссии Владимир Василюк и утвердил специальный уполномоченный Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора, председатель «Укртранснафты» Александр Тодийчук). По замыслу проект должен был символизировать не только энергетическую, но и политическую независимость нашей страны.
Открывая приуроченный к подписанию акта приемки в эксплуатацию круглый стол «Новые взгляды на нефтяной путь из Азии в Европу», секретарь СНБО Украины Евгений Марчук отметил, что к этому событию Украина шла долго и сложно, решая внутренние противоречия. Вокруг строительства нефтетерминала в Одессе и нефтепровода Одесса — Броды, по словам Е.Марчука, было много страстей и политических спекуляций. Но руководство страны понимало, что диверсификация энергообеспечения государства является одной из слагаемых его национальной безопасности, а транзитный потенциал, особенно потенциал транзита энергоресурсов, служит чрезвычайно важным элементом энергетической независимости и энергетической безопасности, что для Украины имеет, по мнению секретаря СНБО, исключительное значение. Е.Марчук сказал, что у истоков создания евроазиатского нефтетранспортного пути стоял Президент, который в 1998 году подписал указ о строительстве нефтепровода и создании международного консорциума, и с тех пор этот крупный национальный проект находился, как сказал Е.Марчук, не только под личным контролем, но и под сопровождением главы государства. По его указанию СНБО трижды рассматривал вопрос об этом объекте на своих заседаниях и принимал чрезвычайно важные решения, вводившиеся в действие указами Президента. В частности, в марте 2000 года, когда вокруг нефтепровода, как сказал Е.Марчук, бушевали политические страсти, было принято решение СНБО, которым предусматривалось ускорение строительства нефтепровода и терминала «Южный», создавалось ОАО «Укртранснафта». Как указал Е.Марчук, это были непростые решения, поскольку существовало множество точек зрения. Уже тогда было видно, что просто строительство, инженерно-техническое и финансовое его обеспечение не решают всех проблем, поскольку являются лишь небольшой частью реализации этого проекта. «Были необходимы концентрированные усилия всего государства, в том числе и на внешнеполитической арене, — подчеркнул Е.Марчук, — для чего б введен институт специального уполномоченного». К сожаления, напомнил Е.Марчук, не обошлось и без иллюзий некоторых романтиков, считавших, что стоит только завершить строительство, как Украина будет «завалена» предложениями по транспортировке нефти. Естественно, это был грубейший просчет. (Напомним, что правительство В.Ющенко, под прикрытием патриотической риторики своих сторонников фактически саботировало создание международного консорциума. В результате ситуация «сухая, но «наша» труба все еще вероятна). Как указал Е.Марчук, «еще придется преодолеть очень высококонкурентную ситуцию в бассейне Черного моря, поскольку не только Украина, но и другие страны работали и работают в направлении диверсификации энергоснабжения как для себя, так и для других стран Европы. Ситуация остается непростой. Нужно на длительное время обеспечить наполнение нашего нефтопровода. Но самое главное при этом — обеспечить завершение строительства польского участка, что гарантирует ввод объекта в эксплуатацию в окончательном варианте — от моря до моря, от Черного до Балтийского». Секретарь СНБО сообщил, что та часть работы по строительству евроазиатского нефтетранспортного коридора, которая была возложена на СНБО, а именно предусмотренный указами Президента контроль СНБО за строительством комплекса, решением всех международно-договорных проблем, информационное обеспечение Президента и правительства о ситуации на рынках и в регионе, где будет работать нефтепровод Одесса — Броды — Гданск (в будущем), завершена. Е.Марчук в связи с этим пожелал присутствовавшему на торжестве и круглом столе первому вице-премьеру Олегу Дубине и правительству, а также всем тем, кто причастен к непростой и все еще сложной работе по созданию ЕАНТК, чтобы этот проект был задействован на полную мощность и те 600 с лишним миллионов гривен, которые уже на него потрачены, работали на энергетическую безопасность страны, на независимость Украины. Секретарь СНБО также высказал мнение, что при обсуждении этого вопроса могут быть высказаны взаимоисключающие позиции, которые тем не менее будут способствовать более глубокому пониманию существующих проблем.
В свою очередь О.Дубина, излагая государственную концепцию поставки в Украину и транзита сырой нефти, подчеркнул, что ее принятие позволяет инициировать внесение изменений в действующее законодательство с тем, чтобы создать привлекательные условия (налоговый и инвестиционный климат) для участия в этом проекте стратегических инвесторов. Первый вице-премьер отметил очень большой личный вклад Е.Марчука в решение проблем ЕАНТК, его помощь в этих вопросах правительству. Он указал на то, что Украина имеет все предпосылки, чтобы занять достойное место в создании единого паневропейского энергетического пространства.
Вместе с тем круглый стол, как и дискуссии, которые проводились по этому вопросу ранее, показывают, что выполнение этой задачи будет нелегким. В кулуарах круглого стола «Дню» сообщили, что давно обещанный первый танкер для наполнения нефтепровода технической нефтью появится еще не скоро. Кроме того, сегодня еще не ясно в полной мере, насколько конкурентным для украинского проекта будет поддерживаемый США в качестве основного пути каспийской нефти в Европу проект Баку—Джейхан. Высказывалось мнение, что эти проекты выводят нефть на различные рынки и потому они не могут соперничать между собой. В то же время эта теоретическая посылка оставляет за скобками интересы российских экспортеров нефти, которые, по некоторым данным, готовы поддержать Баку—Джейхан лишь ради того, чтобы нефтепровод Одесса—Броды остался сухим (как считают некоторые эксперты, если на рынки Европы попадет каспийская нефть, то российская нефть будет поставляться туда уже не с дисконтом $1,2, а $4). В общем, вопрос об ответственности за невыполнение решений руководства страны по созданию международного консорциума и закопанные в землю 600 миллионов гривень окончательно с повестки не снят.
Впрочем эксперт фонда «Стратегия-1» Михаил Гончар не драматизирует конкуренцию Одесса—Броды с Баку—Джейхан. Он, в частности, считает, что определяющее значения для дальнейшего функционирования ЕАНТК имеет то, что благодаря усилиям СНБО и правительства Анатолия Кинаха проект ЕАНТК стал открытым для международного участия.
Выпуск газеты №:
№87, (2002)Section
Панорама «Дня»