Отработка имиджа,
или «Колхоз» против компьютера![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011026/4195-1-2.jpg)
Вчерашнее голосование во втором чтении проекта Земельного кодекса проходило в стенах Верховной Рады более чем в напряженной обстановке. Нет, значение принятия этого, по словам министра аграрной политики Украины Александра Кириленко, «судьбоносного документа» депутаты, конечно же, осознавали. В особенно активной форме это осознание проявили коммунисты. Руководствуясь традиционным слоганом «земля — собственность народа», депутаты с красными значками просто не захотели рассматривать механизмы предоставления права этой «собственности вообще» каждому гражданину в частности.
Протестуя против принятия «аграрной Конституции» (вероятно, ощущая, что вместе с «народной» уходит из под ног земля «электоральная») десятка два коммунистов, следуя исторически сложившейся тактике, в начале утреннего заседания заняли подходы к президиуму и заблокировали трибуну. Аргументами такого решительного подхода к законодательному процессу они выбрали хорошо знакомые лозунги, прикрепив их, для пущей убедительности, на стене за президиумом: «Продавать землю — продавать Родину!», «Спасем святыню народа — родную землю!», «В народе говорят: умный торгует товаром, сырьем торгует простак, ну а землей — дурак».
Излишне говорить, что такая позиция левых привела к прямой конфронтации. Большинство парламентских фракций уже давно осознали необходимость принятия «аграрной Конституции». «Земельный кодекс является очень компромиссным. Ни один документ не был подготовлен так тщательно», — сказала «Дню» председатель Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной реформы Екатерина Ващук.
В случае с коммунистами «земельный» компромисс так и не был достигнут. Начались длительные переговоры, которые больше напоминали совет племени, а не заседание европейского парламента. Многочисленные попытки первого вице-спикера Виктора Медведчука (сохранившего спокойствие на протяжении всего «заседания») вступить с коммунистами в цивилизованную дискуссию, казалось, изначально были обречены на провал. Тогда первый вице-спикер занял жесткую позицию: «Согласно регламенту, Земельный кодекс нужно проголосовать», «пусть даже постатейно».
Не утруждая себя сложным экономическим и правовым анализом депутаты коммунистической фракции, коммунисты и представители других левых фракций моментально подвергли критике и статьи закона, и утвержденный регламент. «Регламент — не действительный», «результаты голосования Земельного кодекса в первом чтении сфальсифицированы», «сам кодекс написан для латифундистов», — то и дело заявляли в своих выступлениях коммунисты и социалисты.
«В предложенном к голосованию документе предусмотрено сохранение всех форм собственности и аренды земли». «Пять лет процесс купли-продажи земли будет запрещен, 10 лет продавать землю размерами больше 100 га невозможно. Есть запрет на продажу сельскохозяйственных земель иностранцам. За пять лет мы предлагаем создать специализированный Земельный банк, который до вступления в действие положений о купле-продаже, проведет регистрацию и оценку земель», — старалась ответить на «левые» замечания Е. Ващук, которой так и не удалось выйти на трибуну. Ее пояснения то и дело прерывались продолжительными звонками, «дорвавшихся» до стола президиума коммунистов.
Представить (если не называть «представлением» вчерашнее заседание Верховной Рады) Земельный кодекс к голосованию Е. Ващук так и не удалось. Призывая коммунистов к благоразумию и, очевидно, понимая, что голосование по обычной процедуре невозможно, В. Медведчук предложил ей зачитать кодекс постатейно, не выходя на трибуну. Раздосадованные таким поворотом коммунистки тут же атаковали Е. Ващук и первый вице-спикер был вынужден объявить получасовой перерыв, призвав лидеров фракций к переговорам.
Подводя их итоги, В. Медведчук заявил: «Мы выйдем из этого вопроса только путем голосования, каким бы оно ни было». «Если мне не дадут поставить его (Земельный кодекс. — Авт. ) на голосование из президиума, я сделаю это из другого места, хоть с третьего этажа», — сказал он. После чего попросил Е. Ващук ознакомить депутатов с выводами комитета и предложить на голосование Земельный кодекс в целом. Как и следовало ожидать, сделать этого не удалось. Хотя, отдохнув в перерыве, для общения с Е. Ващук коммунисты избрали более «цивилизованный», нежели рукоприкладство, способ акустической атаки.
Самые рьяные из них, должно быть, находясь в эйфории от воплей однопартийцев, забрали микрофон у В. Медведчука, а после того, как первый вице-спикер жестом, призывал депутатов к голосованию, вывели из строя электронную систему подсчета голосов «Рада». Единственным выходом из сложившейся ситуации был переход на поименное голосование. Как сообщил после очередного перерыва член счетной комиссии Владимир Заец, за это постановление проголосовал подписями 231 депутат, и никто не высказался против.
Когда верстался номер, голосование так и не состоялось. Полтора десятка депутатов- коммунистов... разбили урну для голосования.