«Ознакомились — интересно...»
В Украине появятся региональные и юные омбудсманыНа первой встрече с журналистами после своего переизбрания уполномоченный ВР по правам человека Нина Карпачева была самокритичной. Призналась, что работой своей недовольна и что правильнее сейчас было бы говорить о проблемах, а не о достижениях. Повторное же «омбудсманство» Н. Карпачева оценивает как мощный стимул для повышения планки, тем более, что «резерв» в этой сфере имеется.
Несмотря на подобную оценку, следы пятилетней работы не так уж незаметны: 30% из тех 304 тысяч просьб, которые пришли за это время в офис уполномоченного, закончились в пользу пострадавших. Что даже превышает соответствующие международные показатели. А Госдепартамент США в своем отчете по Украине одним из положительных моментов правовой политики в нашей стране назвал именно активную деятельность уполномоченного.
Впрочем, сама Нина Карпачева это своим достижением не считает. Куда более значимым является то, что омбудсману удалось остаться политически нейтральной фигурой. А кроме того, спустя 5 лет можно уже с уверенностью заявлять, что институт уполномоченного по правам человека в Украине состоялся. К примеру, первые два года у структуры не было ни своего офиса, ни финансирования, а власти, по словам Н. Карпачевой, в большинстве случаев игнорировали ее прошения. «Помню, — рассказывает уполномоченный, — направили мы одному из губернаторов наш первый ежегодный доклад. Ответ же пришел парадоксальный: ознакомились — интересно, но ведь защитой прав человека исполнительная власть не занимается». Теперь же Н. Карпачева с гордостью говорит, что через несколько дней после представления в Парламенте ежегодного доклада уполномоченного Президент подписал целый ряд указов, а премьер-министр дал распоряжение, касающиеся контроля за соблюдением прав украинских мигрантов за рубежом.
Теперь перед уполномоченным стоят новые задачи. Планируется, что в ближайшее время в стране появятся региональные омбудсманы. Обращение к ним, по словам Н. Карпачевой, отнюдь не исключает заявки в центральный офис, но в то же время расширение структуры позволит добиться более ощутимых результатов. Кроме того, с профильным парламентским комитетом идет обсуждение вопроса появления в Украине узкопрофильных омбудсманов — по вопросам свободы слова, правовых проблем военнослужащих и детей. В последнем случае нас и вовсе может ожидать беспрецедентный случай, так как правами детей озаботятся они сами. После соответствующих тренингов в офисе уполномоченного в каждом регионе появится 16—17-летние омбудсманы, функции которых будут заключаться в сборе информации о нарушении прав и переадресации ее в органы исполнительной власти и в центральный офис уполномоченного. К этому шагу Нину Карпачеву подтолкнули данные совместного с Всемирной организацией труда мониторинга. Согласно ему, труд 700 тысяч несовершеннолетних эксплуатируется в Украине практически по-рабски.
Помимо этого, уполномоченный планирует настаивать на том, чтобы медицинские учреждения в системе МВД и Департамента по вопросам исполнения наказаний перешли в подчинение Минздраву. Так как на сегодняшний день «украинцы лишены возможности доказать факты применения к ним пыток со стороны правоохранительных органов». Кроме того, в ближайшее время уполномоченный намерена бороться за соблюдение международных стандартов содержания в СИЗО — если во всем мире в следственных изоляторах разрешается удерживать не более двух суток, то в Украине — 72 часа, притом что этот срок из-за переполненности судов растягивается подобно резине. К примеру, в Донецкой области, рассказывает Н. Карпачева, суды не рассмотрели дела даже 1999 и 2000 годов. Посему особенности правонарушения в Украине все же имеются. Если на Западе виновниками в основном являются правоохранительные органы и исполнительная власть, то у нас к этому списку добавляются еще и суды. В трети случаев нарушения гражданских прав (они составляет половину от всех заявок в офис уполномоченного) речь идет о невыполнении судебных решений и задержки в рассмотрении дела.
Выпуск газеты №:
№114, (2003)Section
Панорама «Дня»