Памяти львовского Пикассо

Во Львове чествовали выдающегося сценографа, народного художника Украины, лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, главного художника Львовской национальной оперы Евгения Лысыка (1930—1991)
Выставка, развернутая в Национальном музее (проспект Свободы, 20), приурочена к 80-летию со дня рождения художника. В экспозиции, которая размещена в пяти залах, широко представлена творческое наследие выдающегося художника-сценографа 60—90-х годов: живопись, графика и эскизы декораций к театральным постановкам.
Евгений Никитович Лысык создал сценографии до 76 представлений. Самые известные — «Спартак» Хачатуряна, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Эсмеральда» Пуме, «Щелкунчик» Чайковского, «Сотворение мира» Петрова, «Золотой обруч» Лятошинского, «Тангейзер» Вагнера, «Дон Жуан» Моцарта, «Отелло» Верди. Постановки Евгений Никитович осуществлял не только во Львове, но и в Киеве, Донецке, Минске (Беларусь), Ленинграде и Свердловске (Россия), Варшаве (Польша), Скопье (Македония) и Анкаре (Турция). Театроведы называют эти представления шедеврами, которым присуща философичность, высокая образность, тонкое проникновение в музыкальную партитуру произведения и поражающая эмоциональность.
На открытие экспозиции пришло множество людей — художников, театроведов, писателей, фотохудожников, студентов Академии искусств. Как отмечали ораторы, такой мощной выставки Евгений Никитович не имел ни при жизни, ни после смерти, и благодарили за сохранение сокровищ сценографа и организацию экспозиции вдове Лысыка — Оксане Кузьмовне Зинченко и дочери Анне.
«Через наш оперный прошло много художников, — рассказал «Дню» генеральный директор театра Тадей Эдер. — Но Лысык особенный, ему нет замены — ни в Украине, ни на поприщах прежнего СССР, потому что он воспитывал людей в стиле величества. Вспомним: когда после увертюры открывались кулисы, зал срывался аплодисментами — декорации Евгения Никитовича были гениальными».
Гением уровня Пикассо назвал львовского сценографа академик Владимир Овсийчук, отметив, что не пропустил ни одного его спектакля: «Мы бежали в театр на Лысыка и переживали тот язык, которым он говорил». Вспомнил искусствовед и слова композитора Арама Хачатуряна, который приезжал на премьеру своего «Спартака»: «Если бы Лысыку что-то нужно было изменить в музыке, я бы это сделал».
Выпуск газеты №:
№154, (2010)Section
Панорама «Дня»