Перейти к основному содержанию

Папа — «в декрете»

Большинство мужчин в Украине уделяют воспитанию детей несколько минут в день, а одинокие отцы хотят создать свою партию
23 апреля, 00:00

Китайские отцы побили все рекорды. По имеющимся данным, со своими детьми они проводят целых 55 минут в сутки. Чуть меньше уделяют внимание своим чадам финские и американские отцы — 48 и 42 минуты соответственно. Что же касается заботливости украинских пап, то измеряется она приблизительно пятью минутами в сутки.

Впрочем, показатели эти приблизительны и даже несколько шутливы. Куда большее доверие внушают выводы, которые сделали социологи, анализируя взаимоотношения в украинских семьях. Оказалось, что половина опрошенных как женщин, так и мужчин считает, что сильный пол не уступает по своим воспитательским способностям. И по мнению 58% женщин и 54% мужчин, нет ничего предосудительного в том, что отец «уходит в декретный отпуск». Однако в действительности картина вырисовывается несколько иная. Мужчины предпочитают отказываться от походов с ребенком к врачу (90%), укладывать его спать и контролировать режим дня (70%). Из всех родительских обязанностей, как показали исследования Государственного института проблем семьи и молодежи, мужчины чаще всего предпочитают забирать или отводить ребенка, скажем, в детский сад. Несколько реже — помогать ему справляться с домашним заданием.

Словом, в тематическом государственном докладе о положении семей в Украине социологи зафиксировали: в стране популярен феномен «отсутствующего отца». А он, во-первых, не самым лучшим образом сказывается на воспитании ребенка, во-вторых — не позволяет мужчинам вкусить радость отцовства.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ОТЦОВ-ОДИНОЧЕК — В ТОМ, ЧТО ОНИ... МУЖЧИНЫ

Разыгрываются, правда, и другие сценарии. Например, отец отстаивает свое право на детей в суде, когда мать предлагает «выгодно» поменять ребенка на имущество или, изначально отказавшись от детей, по прошествии времени заявляет, что имеет на них все права.

С подобными историями общественная организация Международный союз мужественных пап (МСМП) сталкивается чуть ли не ежедневно. Идея объединить отцов-одиночек, как рассказывает председатель совета МСМП Евгений Коновалов, возникла после его развода с женой. Неожиданно та заявила, что готова отдать ему двоих детей и получить взамен все их совместно нажитое имущество. Вкусив прелести ежедневных ревизий благополучия проживающих с отцом детей, Евгений решил найти товарищей по несчастью, помочь им, поделиться опытом. Правда, в обкоме партии категорично заявили, что организация эта никому не нужна, так как в СССР нет и не было одиноких отцов. В начале 90-х существование последних все же удалось доказать. Организацию зарегистрировали, но она со временем оказалась практически недееспособной — спонсоров не было, а людей, нуждающихся в помощи, в ней насчитывалось более восьми тысяч. Посему решили опекать лишь самую сложную категорию: отцов-одиночек-инвалидов. Но несмотря на это, разведенные и овдовевшие с детьми на руках по старой памяти продолжали обращаться сюда за помощью.

Поводов для обращений было предостаточно, хотя у отцов-одиночек существовала в общем-то одна проблема: то, что они отцы. Например, в свое время был издан указ о компенсации по подорожанию детских товаров. Женщины получали все в полном объеме, а мужчинам говорили, что не положено. Со всей серьезностью в отделениях социальной защиты заявляли: а вы докажите, что вы женщина, — тогда выплатим компенсацию. «Когда же запретили увольнять многодетных матерей, — вспоминает Е. Коновалов, — угадайте, кто пополнил ряды безработных. Конечно, одинокие отцы». Но самые интересные истории случались и, кстати, продолжают случаться в судах. Представители Фемиды, памятуя о законах, которые в большинстве случаев на стороне матери, в нюансы дела почти не вникали. Например, рассказывают в МСМП, в Дзержинске был случай, когда отец забрал у бывшей жены, любившей изрядно выпить, сына. У ребенка была серьезная послеродовая травма, поэтому родителю приходилось почти ежедневно делать ему уколы, водить к врачам. Спустя несколько лет мать, исправно получавшая все это время пособие на сына, объявилась. И суд постановил, что ребенка нужно отдать ей... И только под влиянием МСМП было принято решение в интересах ребенка.

ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ — ВСЕМ

«Мы никогда безосновательно, из чувства мужской солидарности, не лоббируем интересы отцов. Нередко, наоборот, становимся на сторону матери. Просто в конфликтных бракоразводных ситуациях необходимо сделать все возможное, чтобы не пострадал ребенок. И если сегодня мы так много рассуждаем о гендерном равноправии, оно должно соблюдаться и в случаях с детьми. Ведь жизненные обстоятельства бывают очень разные», — говорит Е. Коновалов.

Сегодня ситуация с отцовско-материнским законодательством, благодаря новому Семейному кодексу, несколько улучшилась. К примеру, теперь тот из родителей, с кем проживает ребенок, не может препятствовать его встречам с отцом-матерью. Четко прописано, что и отец, и мать лишатся родительских прав, если будут уклоняться от обязанностей по уходу за ребенком. А кроме того, суд уже не передаст ребенка родителю, не имеющему самостоятельного источника дохода или злоупотребляющему спиртным. Хотя по сей день кража ребенка матерью или отцом почему-то преступлением не считается. А разведенные отцы-одиночки, в отличие от матерей с таким же статусом и вдовцов, никаких льгот не имеют.

КТО БЫСТРЕЕ ЗАПЛЕТЕТ КОСИЧКУ, ИЛИ КАК ВОЗРОДИТЬ ОТЦОВСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Правда, их довольно-таки экзотическое положение, как правило, не позволяет себя чувствовать одинокими в этом мире. Например, отец троих детей Вадим Добровольский говорит, что почти все соседи в доме стараются хоть чем-нибудь помочь их семейству: кто с дачи фрукты привезет, кто шоколадку купит. В поликлиниках и в магазинах женщины смотрят на него даже с некоторой завистью: вот, мол, какие отцы бывают. На самом же деле, Вадим Иванович забрал к себе детей, когда стало понятно, что их мать нуждается в психиатрической помощи. Иногда она приходит к детям, просит у бывшего мужа, получающего пособие по малообеспеченности, поддержать ее материально. Тем не менее семейство, похоже, не страдает. Дети не забывают подчеркнуть, что «их папа — самый хороший и добрый», и они как могут пытаются ему помочь. Одиннадцатилетняя Зоя по своей проворности и умелости уже вполне может конкурировать с опытными хозяйками. А самый младший в семье — 6-летний Филипп — решил помочь папе... отыскать маму.

«Наверное, я не могу дать детям того, что смогла бы дать мать, — признается Вадим Иванович. — Но что я могу сказать точно: дети для меня — все. Я искренне радуюсь их маленьким победам и также искренне переживаю, если они чем-то расстроены».

Психологи утверждают, что после трех лет как мальчики, так и девочки нуждаются в воспитании отца намного больше, нежели матери. Французские ученые и вовсе сделали сенсационное открытие, которое, кстати сказать, вызвало немалое возмущение у женщин. А заключается оно в том, что 98% жизненного опыта и развития может дать ребенку именно отец. Однако дети, выросшие только с ним, все же отличаются от своих сверстников. Несмотря на то, что они более собранны, самостоятельны и ответственны, в то же время — более замкнуты и насторожены.

Евгений Коновалов убежден, что в Украине папы недостаточно уделяют внимание своим детям, а значит, нужно сделать все возможное, чтобы возродить отцовское воспитание в семье. Для начала (кстати, это уже практикуется) организовывать состязания среди отцов, скажем, по скоростному заплетанию косичек, приготовлению обедов и проникновенности исполнения колыбельных песен. А в идеале — и вовсе создать и запатентовать в Украине партию отцов. По его мнению, это позволило бы уберечь от краха многие браки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать