Перейти к основному содержанию

Парадоксы Росcии

25 июня, 19:58
ГУС ХИДДИНК (НА ФОТО СЛЕВА) ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НАД ГОЛЛАНДЦАМИ ВЫРАЖАЛ СВОИ ЭМОЦИИ СОВСЕМ ПО-РУССКИ / ФОТО РЕЙТЕР

«Учиться, учиться и еще раз учиться! Учиться у тех, кто лучше знает, кто лучше умеет, у кого больше опыта. У профессионалов. Нам по зарез нужны Хиддинки! Везде! Во всем! Ведь сколько лет футбол наш был посмешищем, Газ-Мясом из Нашей Раши. Ни игроков, ни игры. Только рассказы о том, какие озверенные бабки гребут эти парни за свою халтуру. А вот теперь посмотрите — ведь это те же самые футболисты! Ни какие-то другие — те же. Учиться и еще раз учиться. Не говорите мне, что у нас нет хороших работников, классных специалистов, нет талантов. Все у нас есть. Уж раз оказалось, что в России есть классные футболисты, то все остальное есть наверняка. Но нет системы. Нет менеджеров, нет руководителей, которые могут предложить систему и воплотить ее в жизнь. В этом беда. Когда нам говорят, что не знают, куда девать и на что потратить сотни миллиардов нефтяных долларов, да еще уверяют, что такое количество денег только вредит нашей экономике, я готов прокричать: Хиддинка в президенты!

Тренеры наши российские, сами ни черта не выигравшие, до самого последнего момента говорили о нем так, словно это они знамениты на весь мир, а не этот мужик, добивавшийся успеха везде, где работал, и один завоевавший больше трофеев, чем все его российские коллеги. Они говорили, что он не знает языка, не понимает наших обычаев и традиций. И как же он сможет в таком случае общаться с ребятами, как проникнет в тайники их загадочной русской души, как поднимет их на бой? Он до сих пор не знает по-русски ничего, кроме самых простых фраз и футбольного сленга, он не умеет пить водку залпом и не знает, что кусок хлеба надо макать в соль, когда подносят каравай. Он не рвет на себе рубаху перед игрой, настраивая ребят на матч напоминаниями кто запустил первого человека в космос, погнал немцев под Москвой и бил шведов под Полтавой. Но его команда играет так, как наша сборная никогда не играла! Играет так, как мы даже не могли мечтать.

К слову, о Полтаве. Перед игрой со шведами наши болельщики на трибуне вывесили огромный портрет Петра Великого. Но я бы рассматривал это не только как колкость в адрес «исторического» соперника, но и как «месседж» всем нам. Петр, рубивший бороды, срывавший с бояр шапки и кафтаны, заставлявший их пить «кофий», рубил окно в Европу, учась у нее всему, чему только можно. Нам снова пора возвращаться в Европу, пора перестать ее бояться, подозревать и склочничать. Учиться и не стесняться признать, что мы чего-то не умеем». Антон ОРЕХЪ, ej.ru

Владимир РЫЖКОВ , лидер Республиканской партии России:

— Если одним словом охарактеризовать то, что происходит в Москве, то я бы назвал это растерянностью. С одной стороны, заявляется о том, что есть план Путина до 2020 года, который и представляет собой стратегию развития страны. С другой стороны, в околоправительственных кругах разработан целый ряд проектов под руководством Игоря Юргенса, который представляет команду Медведева. В докладе Юргенса говорится о необходимости модернизации, демократизации России. Но элиты не понимают, какой план сейчас действующий — план Путина или новые планы Медведева? Также неясно, что такое модернизация для России. Сейчас складывается такое впечатление, что чиновники парализованы. Им непонятно, как принимаются решения. С одной стороны, все думают, что человек номер один в стране — это Путин, с другой стороны — что это Медведев. Сейчас все замерли в ожидании перемен, но какие это будут перемены, пойдут ли они спокойным путем или все выльется в конфликты — пока сказать никто не может.

На мой взгляд, сейчас в России происходит очень интересный процесс: правительство проводит реакционную, ретроградную политику с опорой на неосталинские идиологемы великой державы, противостояния Западу, оранжевой революции. При этом общество становится все более европейским и все более западным. Это общество индивидуалистов, потребителей, стремящееся к обогащению и наслаждениям, которое очень любит ездить за границу, которое не приемлет диктата. А государство остается старым, авторитарным, с неосталинской идеологией. Поэтому, как мне кажется, в дальнейшем будет только возрастать давление со стороны общества на власти в сторону пресловутой модернизации.

Авторитаризм — это бытность России. Страна управляется методами пропаганды и полицейского устрашения. Это данность. Но как долго сохранится авторитарное государство и какие формы оно приобретет со временем, об этом сказать очень трудно.

Владимир КОРСУНСКИЙ , главный редактор интернет-издания «Грани.ru»:

— Власть пока движется по инерции в направлении, заданном Путиным. Это движение в сторону внутренней и внешней конфронтации. Поэтому в обществе происходит подготовка к точечным изъятиям врагов, к охоте на ведьм в русском варианте. Именно этим объясняются мифы о том, что Сталин — это успешный менеджер, а все ошибки совершили его исполнители, которые были глупы, преступны, извращали его внутренние указания. В международной политике — это тоже пока вектор путинский, направленный на конфронтацию, хотя уже появились некие первые знаки, что вектор может быть изменен. Например, заявление российского МИДа о том, что Россия готова признать действия миротворцев в Косово. Но это пока один из очень редких случаев. Сегодня внутри России идет аппаратная борьба между теми, кто обслуживал Путина, и теми, кто пришел в команде Медведева. У последних, конечно, больше конституционных инструментов в руках. Какая команда выиграет, будет понятно осенью, сейчас пока происходит перетягивание каната. Думаю, все же Путин должен будет уйти в тень. Хотя его тяга к власти по-детски трогательна и до глупого смешна. В информационном поле он делает попытки быть вторым президентом. На его месте правильнее было бы после окончания срока отправиться на дачу выращивать цветы.

Неправительственные организации пока застыли в ожидании, поскольку в России все на 98% зависит от политического расклада. Общество прислушивается и пытается поймать сигналы из Москвы, на что следует ориентироваться. При Путине была задавлена любая общественная инициатива, если она не инициировалась Кремлем. Кто-то считает, что в дальнейшем ничего не изменится, все будет по-путински. Кто-то считает, что перемены обязательно придут.

Сейчас в Росси пока действует авторитаризм. Он совершенно бытовой, прикладной, это авторитаризм подворотней, право сильного, в данном случае. Этой болезнью поражен весь правящий класс России. Когда у них что-нибудь не получается, они считают виноватыми всех, кроме самих себя. Они нисколько не сомневаются в том, что они правы и все делают правильно. А ничего не получается из-за исполнителей, которые все путают. Беда вся в том, что у правящего класса России мания величия. Для государства это очень опасно, так же чрезвычайно опасно это и для соседей страны.

Николай ПЕТРОВ , член научного совета Московского центра Карнеги:

— Есть большая разница между тем, куда бы хотели власти и политические элиты двигать Россию и куда страна на самом деле будет двигаться. Мне кажется, сейчас Россия находится на переломе и столкнется в ближайшем будущем с целым рядом серьезных вызовов, которые будут значительно отличать нынешнюю ситуацию от второго президентского срока Путина. Перед лицом этих вызовов у политического режима будет выбор: либо модернизировать себя, либо он просто не сможет справиться со всеми проблемами, и ему на смену придет какой-то другой режим.

Я думаю, что в конечном счете речь идет об усложнении управленческой системы власти. Сейчас она примитивизирована и не способна справляться с проблемами, с которыми сталкивается страна. В будущем Россию также ждет усиление публичности в политике, усиление конкуренции, в целом — увеличение уровня демократичности.

Я думаю, что у страны нет достаточных ресурсов для реального возвращения и развития авторитаризма. Как бы этого ни хотела политическая элита, это невозможно. Мне кажется, что нижняя точка авторитаризма уже действительно пройдена, и мы видим усложнение политической системы.

Что касается общества, то тут постоянно происходит повышение уровня жизни, и это во многом является причиной активности граждан. Во время второго президентского путинского срока общественные реформы не реализовывались, хотя на то время они созрели и были разработаны. Сейчас ситуация в корне меняется, и власть вынуждена будет проводить целый ряд таких реформ. Результатом будет активизация и большая организованность общества. С одной стороны, это понадобится самой власти, ведь нужно будет восстанавливать политические партии, которые крайне слабы. С другой стороны, активность будет результатом негатива от реформ, ведь частью граждан некоторые реформы будут довольно болезненно восприниматься.

В будущем объективно будет возрастать роль неправительственных организаций. Мы будем отходить от декоративной модели, когда власти создавали и полностью контролировали какие-то площадки вроде Общественной палаты. Неправительственные организации наконец перейдут к стадии, когда они будут влиятельными, будут появляться и укрепляться сами.

Глеб ПАВЛОВСКИЙ , Фонд эффективной политики, Москва:

— Сейчас у нас новый президент, и поэтому в элитах и в массах растет энтузиазм по поводу обновления политики, хотя ничего конкретного пока нельзя разглядеть. Практически все уверены, что начинается новая эпоха, еще более интересная и яркая, чем предыдущая, основанная на том, что сделал Путин, но идущая дальше. Пока трудно представить себе лозунг этой новой эпохи. У нас много говорили об обновлении и либерализации. Но теперь то, что под руководством Путина было собрано и сконцентрировано, должно быть превращено в передовую европейскую страну. Мы уже не решаем вопрос, есть Россия или нет, этот вопрос давно решен. Россия вернула себе мировые позиции, но теперь она хочет превратиться в передовую, цивилизованную европейскую державу современного типа. Вокруг этого сейчас и собираются силы, вокруг этого ведется борьба. Ведь у нас, конечно же, есть люди, которые хотят повернуть назад, в хаос 90 х, или в советскийзастой, или в мрачный авторитарный вариант, которого мы, к счастью, избежали при Путине, но который был возможен.

Мы уверены, что у нас будет демократия, так как Путин поднял демократию на неимоверные высоты. Это произошло тогда, когда Путин подчинился правилам. Вопреки желанию большинства людей он ушел от президентства и тем самым превратил конституцию в священный документ. Говоря в целом, Россия, как и Украина, изобретает свою демократию заново. Мы хотим, чтобы она была европейской, но европейской не с чьей-то точки зрения, а с точки зрения нас самих. Чтобы у себя дома мы чувствовали, что хозяева мы, а не какие-то неизвестные силы. У нас нет никаких уникальных особенностей кроме величины страны и кроме несопоставимости величины населения с величиной государства. И здесь кроется наибольшая проблема, ведь необходимо искать новые кадры. Что касается угрозы возвращения авторитаризма, то я думаю, что это невозможно, хотя Россия во многом монархическая страна.

Валерий ЧАЛЫЙ , заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:

— В России завершилось построение так называемой управляемой демократии, которая, по сути, приводит к очень жесткому централизованному режиму управления. Являясь де-юре федеративным государством, Россия все больше приближается к унитарной модели. Сегодня эта модель характеризуется переводом всех конкурентных вопросов в теневую сферу. В общем-то внешне страна демонстрирует политическую стабильность, не снимая при этом проблем, которые могут ставиться через несколько лет. Кроме того, Россия, по сути, приобретает дуалистическую модель управления при новом президенте Медведеве и бывшем президенте Путине. Эта модель пока еще по инерции будет существовать в течение некоторого времени, но уже через год серьезно станет вопрос о едином центре управления, что может создать некую конфликтную ситуацию. Для России не являются традиционными два центра принятия решений. И я думаю, что центр власти однозначно переместится в Кремль, так как Кремль для России является сакральным местом.

Что касается внешней политики, то тут присутствует желание утвердиться в качестве страны, без которой невозможно принятие ни одного решения в глобальном контексте. Россия делает определенные успехи в этом направлении в последние годы. Тем не менее, вернуться в ситуацию Советского союза вряд ли удастся. Сейчас Россия концентрирует свои амбиции преимущественно на своих соседях, в том числе, Украине, Грузии, таким образом показывая свою значимость в этом регионе. В будущем эта тенденция будет продолжаться. Россия должна пройти еще определенный период для того, чтобы понять, что в современном мире партнерство возможно только в том случае, если есть понимание двумя сторонами национальных интересов и желание идти на встречу партнерам. Что касается перспектив, то сегодняшняя стабильность России не должна обманывать. Я думаю, в ближайшем будущем Россия может столкнуться с серьезными вызовами и проблемами, связанными с тем, что та модель, которая строится, создает короткосрочный эффект и вряд ли даст позитивный результат в будущем. Угроза дестабилизации в Росси, угроза падения экономики связана с тем, что человеческий потенциал постепенно деградирует. В условиях монополизации власти это может привести к новым вызовам, ответы на которые должно будет искать новое руководство России.

Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:

— Россия направляется к тому состоянию, в котором все проблемы, существующие в этом государстве, будут максимально незаметными. То есть идет процесс создания такой системы политико-общественных отношений, при которой проблемы не решаются, прячутся для того, чтобы ни общество, ни иностранные партнеры не видели проявлений этих проблем в повседневной жизни. Тем не менее, эти проблемы сохраняются, они законсервированы. Таким образом, создается впечатление, что Россия более дееспособная и эффективная, чем на самом деле. Проблемы, стоявшие перед государством и обществом в 90 е годы, не решены. В будущем будет сохраняться видимость благополучия. Однако когда возникнут существенные факторы, которые нарушат равновесие внутри государственной системы, она может разрушиться. Соответственно, нет и реальной оппозиции. Такой оппозиции, которая может не только предложить перспективы развития, но и попытаться победить на выборах. Реальная конкуренция за власть происходит за пределами общественного влияния. На определенном этапе эта система может выглядеть стабильной, но неконкурентный характер политики является миной замедленного действия. Любая неконкурентная система содержит в себе значительно больше недостатков, чем система, где есть соревнование. В России сохраняются серьезные угрозы на среднесрочную перспективу. Я думаю, что эти угрозы являются мощными и касаются как территориального устройства и проблемы сепаратизма, так и экономической сферы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать