Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Паралельні видива» Василия Вовкуна

27 августа, 19:14

Главный режиссер празднований Дня независимости Василий Вовкун утверждает особую важность творческими средствами формировать национальное лицо и международный имидж нашего государства.

ЗОЛОТОЙ ЗАНАВЕС

Жаловаться на существование в эпоху перемен можно было в те далекие времена, когда течение жизни имело лошадиную скорость. Сегодня перемены чуть ли не самое важное содержание бытия человеческого, и в каком бы их секторе мы не оказались, везде почувствуем давление желания их ускорить. Сверхбыстрая эволюция коммуникаций ведет человечество к спасительной мысли о необходимости существования единой семьей в едином доме нашей планеты. И когда станет ясно, что нефть не принадлежит арабам, газ — россиянам, чернозем — украинцам, так, как, очевидно, Хиросима и Чернобыль принадлежат всем, наступит эпоха вневременных размышлений об извечном, сверхвременном, вненациональном. В большинстве своем человечество уже живет этими предчувствиями. Особая ответственность лежит на людях искусства. Те же, кто работает в массовом искусстве, должны понимать, что для них она носит кармичный характер, поскольку массовые действа или «видива», как их называет режиссер Василий Вовкун, призваны донести до каждого понимание животворности гуманистической работы. Все причастные к ней находятся в бессловесном и бесконтактном диалоге. Просто сделанное ими насыщено светом, который кому-то отрывает, а кому-то прибавляет радости зрения.

Железный занавес рухнул. Скорость и легкость этого акта превзошли все надежды, и хотя бы этим несколько искупили бесчисленные жертвы на пути к нему. Не успели и порадоваться, как встал занавес золота. Разделение общества по материальному состоянию, заборы, имения, иномарки, которыми замещают ум, честь и совесть, угрожают слишком высокой температурой конфликтности в обществе. И именно в действах на площадях, стадионах, майданах режиссер В. Вовкун неутомимо пытается обернуть золотым занавесом взаимопонимания и взаимоуважения, отбрасывая фальшивый блеск декларативных равностей и братств, тех, кто на сцене и ближе всего к ней, тех, кто стоит за десятки метров или приобщен телевидением.

ТРЕЩИНЫ ВО ВРЕМЕНИ

Сегодняшнее поколение украинцев самое счастливое за всю историю нации. Мы хозяева самой большой страны в Европе, безболезненно получившей независимость. Радуйтесь! Но не уходит от нас печаль старинных песен и в веселых ритмах отражается горем от земли. Черные дыры недобрых времен засасывали бродячих философов, перспективу абсолютной грамотности, украиноязычность гениев литературы, вместо этого выталкивая на поверхность сельскомыслящую провинциальность, раздавливая все, что могло свидетельствовать о самоценности культуры нации.

Василий Вовкун, живя пониманием того, что в культуре нет провинции (его любимые К. Билокур и Ф. Кафка — нестоличные мировые гении) сшивает ткань духовности нашего народа аристократизмом. Аристократизмом не вымышленным, а присущим нации от природы, таким крепким, что и империям вытравить не удалось. Он является принципом коллекционирования украинской примитивной живописи, его блестяще демонстрирует собрание старинных украинских сорочек. Это — это норма существования семьи Вовкунов. Но ярче всего проявляется он в сценических «видивах», а точнее в их ритуализации и универсальной обрядности.

Так бессмертное культурное зерно нации прорастает в придуманных режиссером действах и воспринимается как всем и всегда известное, без мозолей на мыслях и напряжения мышц памяти.

Так чистое и радостное волнение охватило страну, когда, по замыслу режиссера, под песню Русланы «В ритме сердца» на Евровидении-2005 загорались символичные сердца Украины в Киеве, Днепропетровске, Львове, Одессе, Донецке, Харькове.

Действенное и осознанное возрождение украинства насыщено пафосом простоты. В отличие от любования, а иногда и хвастовства вышиванками и предметами старины, за которыми очень часто стоит примитивное поверхностное примазывание к украинству, скрытой целью чего является неугомонное желание хозяйничать, господствовать, владеть.

Мировоззренческие позиции В. Вовкуна внепартийные. Картина мира простая — добрый и справедливый Вседержитель, работящий и честный народ вместе строят счастливую жизнь. Народ дарит приверженность, а Бог — власть тому, кого избрал представителем на земле.

Поэтому, по мизансцене режиссера, во время церемонии инаугурации Президента Украины В. Ющенко с семьей находится в часовне в основе Монумента Независимости, соратники — несколькими ступеньками ниже, а вместе они в объятиях народа в безграничности оранжевого цвета, которым звенит все пространство, доступное глазу.

Режиссерские приемы В. Вовкуна интересны для осознания украинской ментальности. Продуктивная агрессивность русского национального характера так же заметна со сцены, как и отчаянная пацифистичность украинцев, желание уладить конфликт, помириться и не очень бросаться в глаза. Режиссер В. Вовкун подносит эту нашу самость на уровень сковородинского: «Сини віку мудріші синів дня».

Поэтому в модерн-симфонии «Сковорода» философ предстает в трех ипостасях, каждая из которых обозначена предметом- символом: Евангелие, рыбина, чаша. Во время духовной гармонии они целуют друг друга в плечи, а от конфликтов спасаются в самоуглублении.

ГЛАЗА ЯЗЫКА

Все сферы жизни изобилуют виртуозами разговорного жанра. Гипердискредитация слова и девальвация мышления разъедают человечность, как слабоалкогольные газировки печень.

Как сделать зримым мыслеобраз? Какой сценической картиной оживить диалог восприятия? Язык ритмов, мелодия цветов, осознание не осознаваемого — вопросы-раздражители в хранилище размышлений режиссера.

«Познание человеком действительности не является простым и наивным актом. Это скорее зигзагообразный процесс, который включает в себя возможность отделения фантазий от жизни и одновременное превращение абстрактного понятия, идеи в представление, художественное параллельное видиво», — обобщает режиссер.

Своей книгой в двух томах В. Вовкун демонстрирует методичность и организованность. Это не биографический отчет. Это намного больше — биохроника становления мастерства. Сценическое искусство живет мгновениями и не подлежит фиксации. Никакие видеоматериалы не дают правдивого представления о том, что происходит в живом времени, дышит мгновением и отражается в сердцах тысяч зрителей.

Автор двухтомника максимально кратко фиксирует событие, размышления и выводы, связанные с ним. Главное, что делает он это с верой в полезность для коллег, последователей, единомышленников. Значимость творческого диалога, а не оформление величия своего творческого наследия является зрительно произнесенным волнением художника.

ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ

Свое 50-летие мой старший Ленинский стипендиат (в советские времена это была высокая честь и большие деньги, а именно 100 рублей) отпраздновал в бывшем музее вождя всех народов.

Старший по возрасту, но младший по курсу обучения, я и не надеялся, что перейму эту эстафету от Василия — идеального студента, вожака, парня, о котором мечтали многие девушки. Но, наверное, мудрость жизни подает нам знаки для расшифровки. На несколько дней дом Василия Владимировича Вовкуна поселился в Украинском доме. По замыслу архитектора, интерьеры этого культового помещения должны были материализовать идею о развитии истории человечества по спирали. Поэтому этажи в форме кругов с увеличением уровня уменьшаются в диаметре. Мы же из представленного юбиляром поняли мысль о том, что украинский дом состоит из дома каждого из нас. И пусть мы далеки от конфуцианского «Закон семьи выше закона государства», шевченковское «в сім'ї єдиній» снова взволновало, вдохновило, подарило веру.

На фронтоне Украинского дома банер с портретом В. Вовкуна, извещающий о выставке и презентации книги «Паралельні видива». Сигарета не очень идет Василию, но дымок от нее обещает минуты откровений и озарений таких, например, как в постановке «Царя Эдипа» сначала в Чернобыле, во второй раз на Майдане незалежности и, наконец, в филармоническом прочтении, состоявшемся на второй день празднований.

В одном из залов рядом с собранием предметов старины на всю стену семейный портрет с женой, сыном, невесткой. «Увидьте мысль, — говорит режиссер. — Это моя самая большая ценность!»

В благодарственном слове Президенту Украины В. Ющенко после присвоения звания народного артиста Украины Василий Вовкун, разволновавшись, попросил помощи у мамы. И помощь не замедлила прийти в слове ее: «Молюсь за Украину, молюсь за народ Украины, молюсь за вас, дети мои!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать