Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Партии любителей пива, женщин и реформ

Любить реформы и реформировать экономику — это не одно и то же
13 апреля, 00:00

Да-да, не удивляйтесь заглавию, в полку экстравагантных партий прибавление. Кто-то любит пиво и женщин, а кто-то — еще и реформы. Правда, эту партию пока официально не зарегистрировали, но она уже есть и представила общественности свою программу. У нее крутая «крыша» и классное название — Уряд. Ее базовый, программный документ выдержан в рамках политстандарта и по форме, и по содержанию. Например, из раздела «Оценка экономического положения Украины» как всегда невозможно понять это самое положение. На фоне подъема наблюдается спад и общая депрессия с оживлением. А главное, названы вечно виноватые — чья- то нерешительность и снова Верховная Рада. А если серьезно, то для того, чтобы сделать анализ экономической ситуации, необходимо для начала провести политическую экспертизу. Без нее никакая оценка не будет иметь направленности. Если оглянуться в недалекое прошлое, то в 1993 году прогрессировал интенсивный рост частного торгового капитала. На рынке появились потенциальные инвесторы в лице первых финансово- промышленных групп и коммерческих банков, а также страховых компаний, чей капитал был, по сути, народным, так как состоял из вкладов рядовых граждан. Сфера влияния государственной власти начала резко сокращаться. Сопротивляясь сокращению сферы своего влияния, власть начала вторгаться в частный капитал и провела экспроприацию народных денег, уничтожив страховые компании путем введения обязательных налоговых отчислений «задним числом». Принятые Верховной Радой после выборов 1994 года изменения в системе налогообложения закрепили безграничные права власти на вмешательство в собственность бизнеса. Властью, таким образом, было решено сразу несколько задач.

Перед приватизацией крупных и средних промышленных предприятий был уничтожен потенциальный инвестор в лице народа, а экспроприацией капитала остановлена инфляция. Начавшаяся приватизация естественно оказалась не по зубам нашим инвесторам, которые, спасая свои капиталы, остались без легальных средств и прав участвовать в ней. Не перечисляя все негативы, оценим главное:

— система сейчас находится в стадии прогрессирующего процесса коммерциализации государственной власти, потому что исполнительная власть вмешивается в права владения частной собственностью, авторитарными методами ограничивает развитие рыночной инфраструктуры и формирует в качестве приоритетных именно коммерческие цели и задачи в деятельности всех государственных и полугосударственных структур;

— законотворческий процесс до сих пор обслуживает идеологию системы, а не интересы граждан, и обеспечивает государственные структуры власти полномочиями по управлению и командованию человеком, что характерно для диктаторских режимов. В то время как отношения собственности бесконтрольно регламентирует исполнительная власть, что является базисом существования и питательной средой развития коррупции и беззакония в той сфере, которая наиболее всего нуждается в правовом регулировании и защите законодательством;

— государство не установило границы своего вмешательства в права, свободы и собственность граждан, поэтому не может уйти от стереотипов тоталитарного администрирования в экономике, что отдаляет Украину от построения общества равных возможностей, т.е. от того, за что голосовали избиратели и пять, и десять лет назад.

К сожалению, в программе правительства нет оценки состояния системы управления экономикой, хотя проблемы там существуют давно и самым непосредственным образом влияют на рост благосостояния народа, т.е. на то, что является основной целью программы. В Украине, как и десять лет назад, нет эффективной системы влияния на потребительский рынок, защищающий его от инфляции. А система власти до сих пор не готова к повышению платежеспособности населения, к появлению частного капитала и росту удельного веса частной собственности в общем объеме средств производства, так как это неизбежно сокращает сферу ее влияния. Все перечисленное говорит о том, что сохраняются объективные условия для противоположности интересов органов власти и граждан в вопросе повышения благосостояния народа.

На этом болотного цвета фоне главной проблемой нового правительства было, есть и остается отсутствие законодательной регламентации внутренних процедур принятия правительственных решений и доминирование политической функционально-полномочной ориентации в деятельности министерств. До сих пор никто не поставил перед правительством задач, от решения которых зависит будущее Украины, например, создание условий для снижения себестоимости и энергоемкости производства, повышения производительности труда и экологичности технологий, роста темпов оборота капитала на внутреннем рынке. В отсутствии конкретных задач, Кабмин является на сегодня более политизированным органом, чем Верховная Рада. Именно поэтому его программа ничем от программы политической партии не отличается. Все это конечно хорошо, да не очень. С такими взглядами и подходами на разграничение функций и полномочий власти ВР будет только мешать Кабмину как конкурирующая политгруппировка. Поэтому хочется напомнить творцам подобных программ, что политика — это процесс влияния на цели и задачи, функции и полномочия, структуру и систему отношений институтов государственной власти в интересах людей влияющих. Поэтому формированием целей и задач в интересах избирателей, т.е. политикой, имеют право и должны заниматься депутаты. А вот экономической политикой должен заниматься тот самый Уряд, который никак не может приняться за конкретную работу, ввиду непонимания того, в чем эта самая работа должна заключаться.

Для ясности приведу простой пример. Кабмин участвует в так называемом процессе построения рыночной экономики. При этом под рынком подразумевается наличие в государстве неких рыночных, коммерческих структур, которые должны конкурировать друг с другом. Целью деятельности правительства становится создание и поддержка таких структур. Проекты законов, подаваемые Кабмином на рассмотрение, отрабатывают именно эту задачу. Если бы целью было снижение реальной, а не отчетной себестоимости бизнеса, то формировали бы не структуру, а среду, в которой любая структура могла бы эффективно развиваться. Вот и вся разница. Сейчас структуры есть, а условий для развития нет, конкуренция есть, но объектом конкуренции являемся не мы, а государственные кредиты и льготы. А в результате, коммерческие и полугосударственные структуры борются между собой за отнятые у нас государством деньги. Поэтому рост поступлений в бюджет от валовой добавочной стоимости на 5,5% динамично совпадает с падением реальных доходов граждан на 10,9%. Конечно, всех радует то, что руководство страны понимает неизбежность и необходимость изменений в налоговой системе. Но, как принято в украинской политике, это понимание никак не может сформироваться в конкретный программный документ. Четыре налоговых кодекса растаскиваются по статьям и буквам во всевозможные указы, распоряжения, проекты и программы. Но ввиду того, что налоговая система является по сути материализованной формой отношений гражданина и государства и определяет границы вмешательства власти в права, свободы и собственности граждан, то именно эта часть программы и дает нам всю полноту картины предстоящих реформ. Сказано об этом много как никогда. Что-то обещают уменьшить и сократить, но это что-то — также бессмысленно и неопределенно, как и год, и два, и пять лет назад, потому что концептуально оставляет систему отношений в прежнем виде. Это антирыночное реформирование, эдакая эротическая фантазия, чтобы много говорить, так же много суетиться, ничего принципиально не предпринимая. Рыночная же экономика основана на том, что государство облагает налогами только ПОЛУЧЕННУЮ ПРИБЫЛЬ, а не торгует правами граждан. Рыночная экономика не порождает вопросы, на которые не может мне дать ответ ни одна программа, ни один министр, ни один политолог. Вопрос простой: если нашими деньгами планируется строить, модернизировать, оснащать, то кому государство создает всю эту собственность? Как мы потом получим с нее дивиденды, как будем участвовать в приватизации этой вновь созданной за наши деньги, качественно иной собственности? Ведь все граждане Украины свое право на приватизацию уже использовали. Так какое же право имеет государство накапливать отнятый у нас национальный капитал для вложения его в промышленность, а точнее в развитие акционерных и прочих коммерческих государственных и полугосударственных бизнес- структур? Никакого!!! Рынок предполагает, что это мы с вами — рядовые граждане — начнем добровольно вкладывать свои деньги, куда сочтем нужным, а государство должно предложить нам более или менее выгодные условия для такого вложения. Но нам никто даже не собирается ничего предлагать, так как мы опять ничего не имеем, и будем прибавлять по двадцать гривен к зарплате в год согласно программе реформаторского правительства. Поэтому, со всей ответственностью могу сказать, что данная программа только объясняется в любви к реформам. По концепции — это все тот же совок, только украинизированный. Если бы правительство собиралось концептуально менять систему налогообложения, то к ней должна была быть разработана или хотя бы предусмотрена модель перехода от старой системы к новой. Иначе налоговая, революционная волна просто сметет денежную единицу государства с финансовой карты мира.

Кроме этих «мелочей», в программе все очень красиво. Голодным гражданам что-то поднимут и что-то раздадут, о них будут денно и нощно беспокоиться, и утром масля бутерброд будут думать за народ. Только мне все кажется, что любить реформы и реформировать экономику, это не одно и то же. Поэтому тезисы программы о накоплении национального капитала меня повергают в состояние легкого озноба, потому что я не хочу накапливать национальный капитал. Меня до зубной боли интересует капитал мой личный, собственный. Мне его так не хватает для погашения долгов по коммунальным платежам, что о национальном я думать не буду из принципа. И повышение пенсий до официального прожиточного минимума, который только на треть покрывает стоимость потребительской корзины, уж точно ничего общего с реформой не имеет. Это, скорее, реквием над ее могилой и могилой для пенсионеров и никому не нужных детей, которые в нашей стране не имеют никаких государственных гарантий выживания.

Конечно, программа правительства не так уж бесперспективна. Любое наведение элементарного порядка на стройплощадке полезно и необходимо. Просто, я ожидала большего. Надеялась прочитать и понять суть будущих реформ. Поняла только одно: что и в представлении новоявленных реформаторов наш народ состоит исключительно из инвалидов, пенсионеров и безработной молодежи. Наверное, из них Уряд планирует сформировать средний класс за счет трудоспособных и средневозрастных. Думаю, не получится, денег не хватит. Хотя есть, конечно, и в Украине несколько особо имущих граждан, но они так же весело будут расставаться со своими деньгами, как члены Уряда с депутатскими мандатами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать