Пеcнь радости
Композитор Виктория Полевая убедительно представила Украину на гала-концерте по случаю 20-летия падения Берлинской стены
Важность этой акции понятна уже по тому, что ее соорганизаторами являются посольства Федеральной Республики Германия и Соединенных Штатов Америки (их представители выступили с приветственными речами) при поддержке посольств Российской Федерации, Франции и Великобритании.
Художественное все-таки преобладало над политическим. В Колонном зале филармонии прозвучали две музыкально-хоровые оды «К радости»: известного киевского композитора Виктории Полевой и Людвига ван Бетховена.
Знаменитая ода написана Фридрихом Шиллером в 1785 году по просьбе его друга Христиана Готфрида Кернера для Дрезденской масонской ложи. В 1792-м, когда во Франции достигла апогея Великая революция, Бетховен прочитал стихотворение и вознамерился положить его на музыку, что и было сделано в 1822 году: ода стала заключительной частью Девятой симфонии. А в 1972 году «К радости» в аранжировке легендарного дирижера Герберта фон Караяна была утверждена как официальный гимн Евросоюза.
Оба опуса исполняли Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины (главный дирижер — Владимир Сиренко), академическая капелла «Думка» и солисты Сусанна Чахоян (сопрано, Украина), Юлия Сукманова (сопрано, Украина), Жоанна Бролт (меццо-сопрано, Франция), Михаил Тищенко (тенор, Украина), Михаэль Дрис (бас, Германия).
Музыка Бетховена завершала концерт; а в первом отделении прозвучал опус Виктории Полевой, специально написанный для этого вечера. Ode an die Freude — это произведение с довольно необычной структурой. Каждая часть имеет собственное программное название — Word («Слово»), Credo («Верую»), Freude («Радость»), в то же время этим частям соответствуют своего рода символы, обозначение идей: The Call («Призыв»), The Wall («Стена»), The Fall («Падение»). Текст «Слова» — это стихи раннесредневекового мистика Симеона Нового Богослова, «Верую» создано на основе текста латинской мессы, наконец, «Радость» — на текст Фридриха Шиллера.
Для Полевой образ Берлинской стены имеет метафорические параллели с ветхозаветной Вавилонской башней: человеческое тщеславие порождает разделение, несвободу. Первая часть — это вступление к «Божественным гимнам» Симеона, начинающееся словами «Приди, свет истинный». Призывание света, однако, оборачивается хождением вокруг Стены-башни, акцентированным жесткими россыпями ударных. Нарастающий драматизм первых частей уравновешивается взлетом и легкостью Freude; это настоящий музыкальный катарсис, подъем на вершину свободы, или, как говорит сама композитор, «падение вверх».
По своему построению, драматическому развитию, четкости авторского посыла «Ода» Полевой — это духовное и художественное усилие, благодаря которому Украина была убедительно представлена на гала-концерте. В этот вечер Freude Шиллера прозвучало с силой, достойной праздника свободы, двадцать лет назад навсегда изменившего современную Европу.
Интервью с композитором Викторией Полевой читайте в пятничном (от 11 декабря) номере «Дня».
Выпуск газеты №:
№222, (2009)Section
Панорама «Дня»