Перед портретом Ивана Мазепы
Вчера в Национальном музее истории открылась уникальная выставка украинско-шведских раритетов
Николай Гоголь в «Рассуждениях Мазепы» писал: «Оставалось государство, всегда бывшее в большом почете среди казаков, хоть и не граничившее с Малороссией, но, находясь далеко на севере, заканчивавшееся там, где начинается Россия, могущее быть очень полезным для малороссиян».
Сейчас в Украине находится король Швеции Карл ХVІ Густав и королева Сильвия. Вместе с Президентом Украины Виктором Ющенко и Екатериной Ющенко королевская чета побывала на выставке «Украина и Швеция: на перекрестках истории», открывшейся вчера в Национальном музее истории Украины. На выставке представлены раритетные вещи из государственных и частных коллекций двух стран, а посвящена она наиболее драматичному периоду Украины — событиям ХVII—XVIII веков, в которых свою роль сыграла и могла бы еще больше сыграть Швеция. По мнению экспертов, именно эти страницы украинской и шведской истории нуждаются в общественном осмыслении. Один из ключевых блоков выставки посвящен юбилеям заключения украинско-шведских соглашений. В частности, Корсунского соглашения, со времени подписания которого в октябре прошлого года пришло 350 лет, также вскоре мы будем отмечать 300 лет подписания Великобудищанского трактата (подписан 28 марта 1709 года), с которого историки начинают отсчет украинско-шведского союза.
— Сегодня контакты между Украиной и Швецией расширяются — не только в политической и экономической сферах, но и в культурной, — отметил Карл ХVІ Густав. — Поэтому нам, так же, как и украинцам, интересно посмотреть на общую историю, оценить события, происходившие сотни лет назад. Многие объекты в наших музеях связаны с историей Украины, поэтому такой культурно-исторический обмен очень важен для обоих народов, ведь дает нам всем неповторимый шанс переосмыслить прошлое и никогда о нем не забывать. Так, мы надеемся, что в следующем году, когда в Украине будут отмечать 300-летие Полтавской битвы, наши народы еще раз вспомнят об общих страницах истории.
В целом на выставке представлены 100 экспонатов, из них 47 предоставили шесть шведских музеев и три частных коллекционера. Украинскую часть экспозиций составили из фондов 13 ведущих музеев, исторических архивов, библиотек и частных коллекций. Ценные реликвии выставки объединены в пять тематических разделов. Как отметил куратор выставки Юрий Савчук, первые четыре раздела знакомят посетителей с историей татарско-шведских и украинско-шведских отношений. Один из них — «Балтийско-Черноморская ось: Шведское королевство и Крымское ханство» — воссоздает на картах и схемах государственные границы, планы захватнических наступлений и тому подобное.
Едва не самая интересная часть выставки — казацкие раритеты, предоставленные шведскими музеями. Из-за войн и разрушений, пережитых Украиной за последние века, многие вещи времен казатчини утрачены навсегда, а часть ныне хранится в музейных и архивных фондах Швеции. Именно экспонаты шведских музеев историки называют «шведским сезамом украинских древностей».
Поэтому сейчас у украинцев появился уникальный и, быть может, единственный шанс увидеть собственными глазами казацкие клейноды (булаву и флаги), письма гетманов Богдана Хмельницкого, Ивана Выговского, Ивана Мазепы и Пилипа Орлика, а также карты и гравюры, предоставленные шведской стороной.
Часть экспонатов выставки иллюстрируют военно-политические отношения Украины и Польши в конце ХVI — в начале ХVIII веков. Историки называют это время периодом борьбы за национальную свободу и становление казацкой нации. Жемчужиной этой части выставки специалисты считают гетманский флаг 1686—1688 годов из коллекции Харьковского исторического музея (специально для выставки флаг отреставрировали в Национальном музее Кракова и на днях вернули в Украину). Один из разделов выставки посвящен гетману Пилипу Орлику и его политической деятельности. По уверениям специалистов и об этом не раз писал «День», жизнь Пилипа Орлика — это настоящий пример для наследования, именно так, по их мнению, нужно служить национальным идеям и народу.
Пятый тематический блок описывает события ХVII—XVIII веков в исторической памяти следующих поколений, а также отображает тесные контакты и сотрудничество украинской и шведской интеллигенции начала ХХ века и до нашим дней... Ныне украинско-шведские отношения динамично развиваются. Швеция — шестая страна по объему инвестиций в украинскую экономику, и не последнюю роль в этом играет общая история. Поэтому в любом случае сотрудничество между Украиной и страной «далеко на севере» имеет большие перспективы, ведь Швеция — это «государство, всегда бывшее в большом почете среди казаков». Понятно — и всех потомков.
КОММЕНТАРИИ
Тарас ЧУХЛИБ, кандидат исторических наук, директор Научно-исследовательского института казачества при институте истории Украины НАН:
— Отношения между Украиной и Швецией довольно крепки, ведь еще в 1677 году после смерти Богдана Хмельницкого гетман Иван Выговский заключил соглашение с Карлом Х Густавом. В этом соглашении признавалось войско запорожское, то есть тогдашняя Украина, народом свободным и никому не подчиненным, кроме шведского короля как протектора. Уже через 50 лет гетман Иван Мазепа переходит на сторону Карла ХІІ Густава и заключает с ним соглашение... Частично этому украинско-шведскому соглашению 1708 года посвящена нынешняя выставка, на которой представлены экспонаты из музеев Швеции, в основном — из музея военной истории. Также Украина выставила здесь вещи, никогда до сих пор не выставлявшиеся, в частности, булаву гетмана Пилипа Орлика, преемника Ивана Мазепы. Очевидно, что эта булава принадлежала еще самому Мазепе. Если говорить с точки зрения сегодняшнего дня, Швеция остается далекой для Украины, потому что у нас нет общих границ. Но, как известно, нас многое объединяет, в частности, этот украинско-шведский союз, заключенный в условиях Великой Северной войны против России и против царя Петра I...
Выставка организована на высоком европейском уровне. Как я видел по реакции короля Швеции Карла ХVI Густава и его жены, они были довольны тем, что здесь услышали и увидели. Насколько мне известно, королевская семья очень образована: так, у королевы Сильвии два образования — филолога и историка. Но все равно к визиту в Украину королевская чета готовилась весьма тщательно. В целом король и шведская делегация с большим интересом рассматривали экспонаты выставки, среди которых много писем Богдана Хмельницкого к шведскому королю, документов Ивана Мазепы и Пилипа Орлика, которые были малоизвестны украинской исторической науке. Достойны внимания общественности и флаги украинского, шведского и даже татарского войска, также представленные на выставке. Очевидно, что директора школ и других учебных заведений не прогадают, если включат посещение этой выставки в школьную программу. Здесь действительно есть на что посмотреть, на чем поучиться и над чем задуматься.
Владимир ПАНЧЕНКО, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— 9 октября 2007 года был подписан Указ Президента «О праздновании событий, связанных с 300-летием военно-политического похода гетмана Ивана Мазепы и заключения украинско-шведского союза». Философия этого указа значительно шире событий Полтавской битвы 1709 года. Речь идет о заключении украинско-шведского союза и о военно-политическом походе Ивана Мазепы. Полтавская битва в названии указа практически не фигурирует. Потому что события Северной войны, затронувшие и Украину, нужно рассматривать в более широком историческом пространстве, не привязываясь к одной точке — Полтавской битве в июне 1709 года. Очень важным было начало этих событий — октябрь 1708 года, когда Иван Мазепа, пойдя на отчаянный шаг, заключил украинско-шведское соглашение с Карлом XII. Говоря о природе поступка Ивана Мазепы, необходимо иметь в виду, драматическую ситуацию, в которой находился гетман и вся гетманщина. Драматизм ситуации состоял в том, что был выбор без выбора. Гетман прекрасно понимал, что в случае победы Петра I в Северной войне гетманщина потеряет все. Поэтому был сделан выбор в пользу Швеции. Таким своим выбором Иван Мазепа, по сути, продолжил внешнеполитическую линию последних лет Богдана Хмельницкого. Который после Переяславской Рады имел возможность почувствовать весь пресс на себе и Украине со стороны Москвы. Богдан Хмельницкий все больше поворачивал свой внешнеполитический взгляд в сторону Швеции.
Финал заключенного союза между Украиной и Швецией всем известен. Полтавская битва для Украины — это катастрофа. Не в том смысле, что ее проиграл Иван Мазепа, а в том, что от Полтавской битвы в Украине проиграли все. На стороне Петра I воевали казаки, которые не пошли за Иваном Мазепой. Это Иван Скоропадский, Данила Апостол и многие другие гетманские старшины. Воюя на стороне России, они также проиграли, потому что месть Петра I для Украины была страшной — резня в Батурине, в городке Лебедин, репрессии против всех, кто имел хоть какую-то причастность к мазепинскому движению. Но самое главное то, что Украина после Полтавы потеряла все политические права на автономию. А 1722 год стал окончательным, потому что была создана Малороссийская коллегия, вводившая для Украины существующие в России административные порядки. Для современной Украины уроки 300-летней давности очень актуальны. Это урок солидарности и раздора. Если мы будем друг с другом воевать, ничего хорошего из этого не получится. Всегда найдется третий, который этим воспользуется. Современные украинские политики должны это помнить и в своей возне не забывать об этом. Что касается современных украинско-шведских отношений на фоне празднования 300-летия Полтавской битвы, то хочу сказать, что шведы спокойнее относятся к своей истории, чем мы. Для них история — это история, а для нас история — это продолжение политики. Это отличие имеет ментальный характер. В целом сегодняшний диалог между Украиной и Швецией работает лишь на сближение и взаимопонимание наших стран. Хотелось бы, чтобы в этом диалоге было больше прагматики и меньше воспоминаний о прошлом.
Выпуск газеты №:
№176, (2008)Section
Панорама «Дня»