Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пережили...

Особый опыт самоорганизации в Чернобыльской зоне
03 февраля, 00:00

Посещение Чернобыльской зоны у заместителя Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Яна Эгелланда вызвало массу эмоций. В первую очередь поспособствовала тому необычная для дипломатов и высокопоставленных чиновников программа. Помимо станции, Чернобыля и Припяти ооновского функционера ожидало и непосредственное общение с народом — в селе Розважив Иванковского района и в Парышеве, где живут самоселы. Последние к делегациям в силу своего статуса уже привыкли. Самоселы говорят, что накануне 26 апреля случается принимать в день по три-четыре группы гостей. Не дожидаясь вопросов заместителя Генсека ООН, 67-летняя Мария Шелан бодро говорит о жизни в селе, состоящем нынче из трех семей. «Все нормально, пенсии хватает, чувствую себя прекрасно, о радиации не думаю...» Единственное, что, исходя из монолога Марии Григорьевны, ее не устраивает, так это обилие рекламы по телевизору. «Не знаю, как там у вас, в Америке, а у нас — фильм спокойно посмотреть невозможно. Все напитки какие-то, порошки, косметика....» — возмущается Мария Григорьевна.

Если серьезно, то Чернобыльский регион действительно начинает возрождаться. Весной прошлого года администратор программы развития ООН Малох Браун заявил, что время, когда Чернобыль рассматривали как кризисную зону, уже прошло. Теперь нужно помогать ей так, чтобы она сама помогла себе. А значит, отныне ООН будет подходить к проблемам Чернобыльской зоны, основываясь на самодостаточности пострадавшей территории. К тому же, за необходимость пересмотра чернобыльской политики ратовали и сотрудники украинских центров социально-психологической реабилитации. На протяжении многих лет пострадавшим ставили один и тот же диагноз — отсутствие жизненных перспектив. Однако в какой-то момент им стали понятны причины «болезни». Сенсационными стали выводы экспертов о том, что переселение и лишение имущества причинило куда больше страданий, нежели сама радиация. Наибольший ущерб здоровью пострадавших, значилось в тематическом исследовании ООН, нанесли психические расстройства и нескоординированные попытки помощи. Принудительное переселение разрушило сложившиеся коллективы, разобщило семьи, привело к массовой безработице и депрессиям. А обильная благотворительная помощь породила паразитическое сознание, вызвав чувство обречённости у миллионов людей.

Теперь население на пострадавших территориях начинает самоорганизовываться. На встрече с Яном Эгелландом жители села Розважив с гордостью продемонстрировали сделанное ими за полтора года при поддержке ООН. Если раньше, чтобы приобрести, скажем, сыр, им приходись преодолевать 18 километров, то теперь в Розважеве есть своя торговая площадка. Позаботилась об этом местная община, насчитывающая уже 190 человек. Их членские взносы плюс поддержка местных предпринимателей и желание что-либо изменить поспособствовало реализации и других идей. В отдаленном селе Иванковского района в обозримом будущем появится молодежный центр, где заработают курсы иностранных языков, спортивные и рукодельные кружки. На вопрос замминистра по чрезвычайным ситуациям Александра Капитулы: «А как же с диагнозами психологов?» — сельский глава Владимир Петровский ответил недвусмысленно: посмотрите на нас, и все станет ясно. Действительно, о «выздоровлении» свидетельствует немало факторов.

В 2003-м, впервые за постчернобыльские годы, здесь было положительным сальдо миграции — в Розважив приехало на 36 человек больше, чем уехало. А кроме того, начала расти рождаемость. Дабы поддержать наметившийся позитив, в скором времени выйдет в свет книга «Факты для жизни», которая станет своего рода «методичкой»: как можно и нужно жить сегодня чернобыльцам. В конце встречи Ян Эгелланд признался, что увиденное произвело на него благоприятное впечатление. Он считает: у Розважева есть все шансы продемонстрировать на практике, что такое устойчивое развитие.

Впрочем — чего и следовало ожидать — больше всего ооновского функционера потрясла Припять. «Были бы деньги, мы бы давно уничтожили город-призрак, — проинформировал заместитель министра по чрезвычайным ситуациям А. Капитула. — Ведь здесь в некоторых точках радиационный фон превышает даже показатели на станции». К тому же, признался замминистра, нередки в Припяти и факты мародерства. Правда, по вопросу, быть или не быть мертвому городу, у недавно назначенного заместителя Генсека позиция однозначная. «Он должен демонстрировать миру, чем оборачиваются ошибки в атомной энергетике... А вся Чернобыльская зона — служить примером того, каких можно достичь результатов, объединив усилия». По словам Яна Эгелланда, ООН не забудет о том, что случилось в Украине 18 лет назад. «Мы будем продолжать сотрудничать с вашей страной по чернобыльским вопросам, прилагать усилия к развитию общин в пострадавших регионах. Исходя из того, что я увидел, в этом есть смысл».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать