Первый президент Леонид КРАВЧУК: «У меня одна амбиция — объединить Украину»

Новая украинская оппозиция начинает приобретать определенные формы. Планируется, что отныне главной действующей силой станут не столько деморализованные парламентские фракции, сколько здравая, в том числе организованная, общественность. Направить ее активность в нужное русло взялся никто иной, как первый президент Украины Леонид Кравчук. В субботу в столичном Доме учителя прошла презентация задуманного им общественного форума «Объединим Украину!»
Главная задача образования — «победить тенденции к расколу страны, ставшие результатом последних президентских выборов».
Пожалуй, впервые за все время, прошедшее со времени этих самых выборов, критика новой власти была столь жесткой. Характер риторики обычно избегающего резких оценок Л.Кравчука производил впечатление человека, который слишком долго молчал.
«У меня, как и у многих из вас, также была надежда на изменения к лучшему», — честно признался в самом начале народный депутат. «Но уже первые шаги новой власти принудили серьезно задуматься над тем, куда же на самом деле идет Украина под предводительством революционных вождей. Почему у нас, вместо экономического чуда, экономический кризис, вместо демократии — политические репрессии, вместо торжества закона — циничное нарушение Конституции?», — задался риторическим вопросом Л.Кравчук. По его мнению, честный диалог с обществом еще бы хоть как-то оправдал нынешних управленцев, тогда как постоянные их аппеляции на злобные происки предшественников, попросту неуместны.
То, что те же экономические показатели не только не улучшились и даже не остались на прежнем уровне, а просто таки стремительно ухудшились — свидетельство вопиющего «непрофессионализма и безотвественности» членов «оранжевой команды». «Они какие-то несолидные, легкомысленные, их общий уровень намного ниже, чем он должен быть у власти вообще», — сказал Кравчук. Положение усугубляется еще и тем, что власть вынуждена «вести борьбу сразу на два фронта: внутри себя самой и с представителями оппозиции». Все просто: Ющенко стремится утвердить единоличную власть, которую раньше он так активно критиковал», — резюмировал Леонид Макарович.
Ситуация критичная, но пока еще не патовая: «Я не могу дальше сидеть и спокойно наблюдать как страну продолжают раскалывать надвое, делить по берегам Днепра да еще и с несвойственными ей цветами», — объяснил свою позицию Леонид Макарович. «В свое время на мою долю выпала большая честь: при рождении Украины, принимать ее на руки, словно младенца, так что я имею право так говорить! Даже мои оппоненты подтверждают: за срок моего президентства удалось заложить фундамент демократии и укрепить общество. Что же сейчас-то делается?». «Но кроме права, — продолжал Л.Кравчук, — есть у меня высокая ответственность: невозможно бездействовать, когда страну твою заводят в тупик».
Это, собственно, и побудило его к созданию форума «Объединим Украину!». В нынешнем своем формате идея выглядит весьма нейтрально. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно: стартовал проект, который вполне способен в случае надобности трансформироваться в формат избирательного блока. Скажем, он мог бы носить имя самого первого президента.
Слухи об этом активно циркулировали накануне пресс-конференции, и эта новость, собственно, и ожидалась в качестве основной. Такой ход вполне отвечает духу времени, специалисты отмечают: одной из показательных характеристик надвигающейся кампании станет наличие в политическом пространстве страны большого количества именных блоков. «Блок Юлии Тимошенко» существует давно, «Блок Виктора Ющенко» сегодня, ввиду принятия поправок в профильное законодательство, не разрешающих называть объединения именем человека, который в них не участвует, оказался под вопросом, «Блок Владимира Литвина», равно как и «Блок Виктора Януковича» — уже почти данность. Несомненно, на их фоне «Блок Леонида Кравчука» смотрелся бы, как минимум, не менее достойно.
Тем более, сам Леонид Макарович предвыборных рокировок, в том или ином формате, не исключает, отмечая, правда: форум инициирован без привязки к цвету своего партбилета, а также общей стратегии эсдеков на выборах 2006-го. В рядах своего объединения он был бы рад видеть всех, в том числе, Виктора Януковича, если тот, конечно, изъявит желание. Впрочем, лидерам разнокалиберных политических объединений, в условиях, когда «власть пребывает в состоянии феодального мышления, а оппозиция — первобытнообщинного», деваться особо некуда. Тем более, что именно последняя «сегодня еще недостаточно зрелая и смелая. Следовательно, чтоб стать эффективными, нужно создать единый оппозиционный фронт. Разовыми акциями на майданах не обойтись, нужна системная работа, масштабное общественное движение, которое я и основываю».
Заниматься форум будет вполне конкретными делами, — заявил первый президент. В частности: формированием адекватной законодательной базы, с разработкой необходимых законопроектов широким кругом специалистов; противлением злу политических репрессий и насилию люстрации; осуществлением политической реформы и прочими социально значимыми и общественно полезными делами. Причем их темпы от сроков кампании, по уверению Леонида Макаровича, зависеть никак не будут. Процесс, инициированный первым президентом, взят под его личный контроль, соответственно, основания не верить ему отсутствуют. Тем более, личностных властных амбиций, равно как и претензий на роль «третьей силы», Кравчук уверил, что не имеет: «Моя должность первого президента почетная, занять ее больше не удастся никому и никогда», — с мудрой усмешкой сказал он. «У меня одна амбиция — объединить Украину».
КОММЕНТАРИЙ
Своими впечатлениями от выступления первого президента с корреспондентом «Дня» поделился присутствующий на пресс-конференции директор украинского отделения Международного института гуманитарно- политических исследований Владимир МАЛИНКОВИЧ:
— Я считаю, что это крайне необходимая инициатива Кравчука, потому что в нашем политическом спектре существует огромная дыра. С одной стороны, есть блок оранжевых — они хоть между собой и сорятся, но пока еще сохраняют видимость единства. С другой стороны, кроме левых, есть блок Януковича. А между этими флангами — пустота. Очень много людей (по моим подсчетам, их не менее 7—10%), не поддерживали на выборах ни первых, ни вторых, либо делали выбор только потому, что его нужно было сделать. Сейчас, когда есть возможность выбирать между различными партиями, и когда проявляется разочарование сторонников «оранжевых», эти избиратели начинают смещаться от В. Ющенко и Ю. Тимошенко. Но дальше им идти некуда, так как поддерживать «донецкий клан» и Януковича они тоже не хотят. И вот эту нишу необходимо занять. «Блок Кравчука», если такой будет, если он раскрутится к осени и будет готов идти самостоятельно на выборы, может объединить центристские и левоцентристские силы, которые и займут эту нишу.
Хотелось бы также отметить, что я поддерживаю заявление Л. Кравчука о политических репрессиях в Украине. Более того, я подготовил обращение, которое подписал Леонид Макарович, в Парламентскую Ассамблею Cовета Европы с призывом обратить внимание на это негативное явление. Десятки тысяч людей лишились работы, не только на административных постах, но и в больницах, школах, вузах. Сотни уже арестованы. Но самое показательное — это грубейший, чисто советский, политический процесс против Кушнарёва и Тихонова. Их обвиняют в сепаратизме, хотя они нигде прямо не высказывались за отделение их областей от Украины, они всегда подчёркивали то, что они борются за усиление местной власти. Можно сказать, что они выступают за федерализацию, за расширение прав регионов, но нельзя говорить, что они сепаратисты.
На мой взгляд, в выступлении Кравчука не хватало самокритичности. А мне кажется, важно было бы признать, что прежняя власть работала далеко не лучшим образом. Без признания своих ошибок оппозиционные силы не смогут восстановится.
Выпуск газеты №:
№122, (2005)Section
Панорама «Дня»