По чта меняет свой имидж
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991210/4229-6-1_0.jpg)
Почта перестает быть предприятием, которое осуществляет только лишь традиционные услуги по доставке и приеме корреспонденции. Почта меняет свой имидж и оказывает ранее «не свойственные» ей услуги гражданам. Особенно заметны происходящие метаморфозы в сельской местности. Об этом — разговор корреспондента «Дня» с руководителем Луганской дирекции УГППС «Укрпочта» Михаилом СТОЯНОВЫМ .
— Михаил Павлович, как рассказывают, почта в последнее время стала в деревнях центром всей жизни селян. Уже не возле клуба и не возле магазина собирается люд. Теперь все сельские дорожки ведут к почте. Почему?
— Прежде, чем конкретно ответить на ваш вопрос, хотелось бы обратить внимание на такой важный момент: в последние годы доходы от оказания традиционных услуг населению — отправка писем, почтовых переводов, посылок, проведение подписки на газеты и журналы и т.п. — уменьшились на столько, что порой даже возникает вопрос о выживании отдельных почтовых предприятий. Например, в статье доходов от продажи почтовых конвертов и открыток, отправки посылок и денежных переводов наблюдается устойчивое падение. То же самое — в проведении подписки на периодические издания. С учетом того, что доходы населения в последнее время никак не увеличились, прогнозы на 2000-й год также не утешительны. Для примера возьмем одну из особенно выгодных для нас услуг — доставку пенсий. Еще в 1998 году мы получали 3,5% от доставляемых сумм, в нынешнем скорее всего этот показатель будет составлять 1,7%, а в 2000-м мы прогнозирует получить всего 1,5%, при этом не будем сбрасывать со счетов дифференциацию по доставке пенсий. Тарифы в городе и на селе разные, в сельской местности они ниже, но большая часть пенсионеров — до 75% — живут в городе, следовательно, их обслуживание не принесет нам желаемых доходов. Если же говорить конкретно, то в результате изменения тарифов мы теряем чуть больше миллиона гривень. Сравнивая нынешние показатели с прошлогодними, можно сказать, что потери в доходе в 1999-м составляют примерно четыре миллиона гривень. Такой же абсолютно безрадостный показатель, скорее всего, получим и в 2000-м году. Хорошего, как говорится, мало. И если не искать выхода из создавшейся ситуации, предприятия «Укрпочты» так и будут продолжать сокращаться, снижать качество обслуживания населения. Так вот выход мы увидели как раз в развитии нетрадиционных форм обслуживания, особенно сельского населения.
— Словом, вы стали искать дополнительные источники дохода и увидели их...?
— ... В торговле. Село сейчас живет бедно. И в былые времена в сельских магазинах, кроме залежалых овощных консервов, нечего было купить. Сегодня, после того, как система потребительской кооперации претерпела значительное сокращение, доставка основных продуктов питания продолжает оставаться проблематичной. Предприниматели тоже село не жалуют, потому что не выгодно: уж очень дорогое топливо. Такой бизнес себя не оправдывает. Случается, что в отдельных селах по несколько дней в магазинах не бывает хлеба, не говоря уже о сахаре, маргарине и стиральном порошке. Проанализировав такую картину, мы увидели для себя возможность в чем-то подменить функции облпотребсоюза в доставке в сельскую местность продуктов питания и товаров первой необходимости. Тем более, что наш транспорт ежедневно, в любую погоду доставляет почту и газеты по всей территории области. А в связи с тем, что почтовые объемы значительно уменьшились и машины загружаются только наполовину, есть возможность догрузить их дополнительным. Так, почтовые предприятия расширили сферу обслуживания и ассортимент товара. Если раньше на почте, кроме периодических изданий, можно было купить в основном книги и канцтовары, то сейчас мы предлагаем широкий выбор фасованных продуктов — крупы, макаронные изделия, сахар, муку, рыбные консервы, фруктовую воду, конфеты. По просьбе жителей даже стали торговать строительным материалом — цементом, краской, мелом, а также моющими средствами.
— Можно представить себе картину: полсела ждет почтовую машину, которая, кроме информационной пищи, привезет и материальную. Впрочем в былые времена на почте можно было не только телеграмму отправить, но и чашечку кофе выпить, букет цветов купить...
— Не зря ведь говорят, что новое — это давно забытое старое. На почте испокон веков торговали. Единственное, что мы сделали, — расширили ассортимент товаров. Но я не сказал о самом главном — в отдаленные селения вместе с почтой мы ежедневно привозим свежий хлеб, за что люди, особенно престарелые, нам очень благодарны.
— Можно ли сказать, что ваше почтовое предприятие провело на селе своеобразный эксперимент и он удался, принцип сработал?
— Первоначально, возможно, это был эксперимент «на выживание». Сегодня система уже отлажена и четко работает. Действуем по такому принципу: поскольку оборотных средств у нас нет, по заключенным договорам берем продукцию и товар на реализацию в течение 10 дней и более с последующей оплатой. Это выгодно. В нынешнем году, например, мы ожидаем получить доход от торговли примерно 800 тыс. гривень и надеемся, что в 2000-м выйдем на миллион гривень.
— Как планируете распорядиться деньгами?
— В нашем хозяйстве столько дыр нужно залатать, что эту сумму надо увеличить хотя бы раз в десять. Главный акцент делаем на развитие предприятий связи в сельской местности. Средства пойдут в первую очередь на ремонт помещений, реконструкцию зданий. Отдельные узлы связи до сих пор размещены в хатках-мазанках, которые уже и реконструкции не поддаются. Надо строить новые современные помещения, делать их рентабельными, к чему мы и стремимся. Кроме того, вкладываем средства в развитие современных средств передачи информации, стремимся увеличить число компьютеров. У нас в области уже создана компьютерная сеть, но ее мощности явно не хватает. Тем более, что областная дирекция «Укрпочты» задействована в выполнении областной программы приема платежей за потребление электроэнергии. Словом, мы сегодня активно ищем выгодные для себя пути развития, уже не единожды доказав: не получается у того, кто ничего не делает.