Почем бензин «несамостийный»
Накануне И. Бакай пообещал, что Украина расплатится по признаваемой ею частью этого долга ($1 млрд.) в течение месяца. Впрочем, это обязательство рассматривается российскими экспертами весьма критически. В представительстве «Газпрома» в Украине «Дню» сказали: «Если в течение полугода ничего не сделано, то не верится, что за месяц что-то получится». Между тем газета «Известия» назвала украинские бомбардировщики, предлагаемые Киевом в зачет газовых долгов «грудой железа». Но к украинскому продовольствию в Москве отношение иное: в этом году Россия, по данным газеты «Труд», недосчитается 15 млн. тонн зерна.
Недавний всплеск бензиновых цен (как впрочем, и девальвацию гривны) официальная власть до сих пор упорно объясняет бензиновым дефицитом. А бензиновый дефицит упорно объясняется происками неквалифицированных чиновников да нефтяных магнатов. Понятно, что движимая подобным взглядом на суть проблемы, официальная власть не стала искать революционных решений. Она просто тупо начала скупать бензин где только можно, чтобы «собрать урожай», или, иными словами, чтобы не расстаться с политическим капиталом — дешевым хлебом, — еще до окончания срока полномочий…
Украинская экономика множество раз поражала неместных специалистов своими парадоксами. Они искренне удивлялись тому, что стагнирующая энергетика, не имея средств к существованию, наращивала производство и замораживала цены на электроэнергию. Их шокировало упорство отечественных чиновников, с которым они боролись за наращивание объемов убыточной продукции — угля, сахара, металла. Точно также они терялись в догадках, почему цены на одни товары (электричество, бензин, бытовые услуги) намного ниже мировых, а на другие (те же уголь, сахар, металл) — наоборот, перекрывают мировые цены.
Более прозорливые из неместных спецов подозревали, что структурные диспропорции на самом деле неэкономического происхождения. Поэтому-то дешевые цены обычно субсидировались за чужой счет, а всевозможные ценовые «дельты» аккумулировались на частных зарубежных счетах. К тому же эти провидцы предсказывали, что за любой сегодняшний перекос (порожденный, как правило, политическим решением экономической проблемы) рано или поздно придется платить: или деньгами, или собственностью. Деньгами — в случае решительного вскрытия причины диспропорции, собственностью — в случае очередной политической проволочки с решением реальной проблемы.
Пока средства массовой информации браво сообщают, что у автозаправочных станций исчезли очереди, никто особо не думает, во что стране обойдется бензиновый ажиотаж. Нет, не населения. Потому что население имело полное право перестать покупать то, что ему не по карману. Кто и чем будет расплачиваться за неуемные и неадекватные политические аппетиты отечественных рулевых?
Впрочем, если такой вопрос для украинцев еще актуален, то вовсе не потому, что ответить на него можно по-разному. Российские нефтебизнесмены не сомневаются, что именно они будут в выигрыше от бензинового ажиотажа и, наконец, получат то, чего так долго дожидались. Не обремененным необходимостью оправдывать украинскую предвыборную конъюнктуру, журналистам российского «Эксперта» не составляло труда «вывести» реальную цену сегодняшним «бензиновым» решениям Кабмина. Если вам тоже интересно узнать, как видится россиянам судьба украинского рынка нефтепродуктов, годовой оборот которого оценивается в $7 млрд., читайте на стр. 5.