Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему от нас скрывают «историю Киева»?

На протяжении восьми лет 300 тысяч уникальных экспонатов находится в коробках: столица не может найти помещение для собственного музея
18 мая, 00:00
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВИТАЛИЕМ КОВАЛИНСКИМ

Отмечать Международный день музеев, который приходится на сегодня, 18 мая, в Украине начали еще в прошлые выходные. В Киеве, Львове, Луганске, Каменец-Подольском, Николаеве, Кировограде, Симферополе и других городах с субботы на воскресенье прошла акция «Ночь в музее». Правда, не так масштабно, как в прошлые годы. В 2008 году, когда Украина впервые присоединилась к инициативе европейских коллег, чтобы в эту ночь большинство музеев были открыты для посетителей, такие акции прошли «на ура» и вызвали немалый интерес у украинцев. В этом году к акции приобщились единицы. Например, в столице ее провели только два музея из ста существующих (Музей Шевченко и Мемориальный дом-музей им. Марии Заньковецкой — отдел Музея театрального, музыкального и киноискусства). А все потому, что около года назад большинство из них остались без охраны из-за долгов. Сейчас эти музеи охраняется сторожами только днем, а ночью — с помощью сигнализации. Таким образом, эти научно-просветительские учреждения просто не в состоянии организовать свою работу в ночное время.

И это далеко не единственная проблема музеев. Кому-то не хватает средств для обновления коллекций, кому-то угрожают выселением (вспомним о музеях, расположенных на территории Киево-Печерской лавры, в свое время столичная власть хотела забрать помещение из-за долгов у Литературно-мемориального музея-квартиры Павла Тычины, расположенного в центре города), а у кого-то хотят отобрать часть территории и превратить в частный культурно-развлекательный центр («День» писал ранее об этой проблеме в Национальном музее архитектуры и быта Украины в Пирогово). Но если эти музеи хоть как-то существуют, ища спонсоров и меценатов, проводя культурные акции, то намного хуже обстоят дела с Музеем истории города Киева.

Уже восемь лет прошло с тех пор, как его выселили из Кловского дворца, а нового помещения так и не нашли. Вот и получается, что официально музей существует, но реально — нет. Около 300 тысяч экспонатов в настоящее время сохраняются в ящиках, которые стоят в помещениях Украинского дома. Работники занимаются сугубо научной деятельностью и, как они говорят, пока они здесь работают — музей существует. Как только отсюда уйдет последний научный работник, музей превратится в склад, который со временем растянет правящая власть по своим квартирам. Вот такую перспективу пророчат Музею истории Киева его нынешние сотрудники.

ЧЕРЕЗ ГОД МУЗЕЮ БЫЛО БЫ 30 ЛЕТ

Начиналась история музея в мае 1982 года, когда в Кловском дворце состоялось его торжественное открытие. Это событие посвящалось 1500-летию Киева. «Когда музей открывался, это был настоящий праздник. К празднованию 1500-летия города было три больших события — открытие Музея истории Киева, издание книги «Сквозь века» (живопись и графика, связанные со старым Киевом) и водружение креста на башне Золотых ворот, что было впервые в советское время, — рассказывает писатель, заведующий отделом городского быта Музея истории города Киева Виталий КОВАЛИНСКИЙ. — В Кловском дворце в тот день проводились торжественные собрания, где присутствовали члены правительства, это был праздник всего города. Музей стал научным и исследовательским учреждением. Музейщик — это не профессия, это состояние души, образ жизни. Для страны музейные работники приносят неоценимую пользу, поскольку хранят историю».

Но в настоящее время, к сожалению, работникам нечего оберегать. В 2003 году музей в принудительном порядке вынужден был перевезти в Украинский дом свои экспонаты, уложенные в 1700 деревянных ящиков. Так они и стоят до сих пор: не разобранные и никому не нужные. А Кловский дворец Кабинет Министров передал под служебные помещения Верховного Суда. «То, что музей выгнали из Кловского дворца, — это вообще преступление, — продолжает Виталий Ковалинского. — Во-первых, этим уничтожили памятник архитектуры, так как много чего было достроено извне, да и внутри изменен внешний вид до неузнаваемости, там такого никогда не было, особенно роскоши и позолоты, как теперь. За эти годы я ни разу так и не прошел мимо дворца, у меня до сих пор душа болит приближаться к нему».

Наверное, единственный позитив в судьбе Музея истории города Киева несут его филиалы, работающие самостоятельно, и некоторые — довольно успешно: Литературно-мемориальный музей М. А. Булгакова, Музей А. С. Пушкина, Музей культурного наследия, а также Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского и Музей Шолом-Алейхема. Но главное учреждение музея, его основная экспозиция, которая была в Кловском дворце, перестала существовать. По словам пана Ковалинского, филиалы — это отдельные учреждения, подчиняющиеся музею только административно. А те музейщики, которые работали в Кловском дворце, сейчас продолжают свои исследования истории Киева, издают книги и научные публикации. И даже несмотря на тяжелое положение, ежегодно проводят научно-практические конференции, на которые съезжаются работники других музеев. Но не это его основная задача. Без обратной связи с посетителями, экспонирования своих коллекций у него нет дальнейшей перспективы развития, цели, к которой нужно идти, и в результате — выпадает из общего ритма жизни и медленно приходит в упадок.

Продолжение на стр. ОБЩЕСТВО
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать