Перейти к основному содержанию

Почему овчары поднимаются на полонины

Разговоры под паленку
27 декабря, 00:00
«Хай повні гаманці
І щастя дружать з нами...
У новий рік вівці
Не будьмо баранами!
(Новогодний тост
закарпатского поэта Юрия Шипа)


ПЕЧАЛЬНЫЙ ПРОЛОГ

Поэт, слова которого приведены в качестве эпиграфа, в то же время является и ведущим специалистом Закарпатского управления экологии и природных ресурсов. Интересным было его мнение об овцах и овчарах сегодня:

— К сожалению, на верховьях гор — пастбищных лугах, — сказал он, — характерной чертой стали эрозионные явления. Горные пастбища порезаны большим количеством тропинок, беда которых в том, что они превращаются в овраги, размываются. Это, особенно во время осадков, образовывает большое количество малых и больших потоков, т.е. новых водосборных русел и транспортных коридоров воды. Последнее активно увеличивает отток воды, ведет к ускорению пика паводковых вод, заилению русел. Если к этому прибавить еще и значительное уплотнение почвы и обеднение травяного покрова и тому подобное, то это еще одна и не последняя причина образования паводков. Особенно процесс деградации пастбищ усиливается при выпасе скота во время осадков, когда фактически происходит перепахивание пастбищного грунта копытами.

— Не в последнюю очередь, — продолжил он, — следует вспомнить и образ и условия жизни пастухов. Это — веселые ребята, но их овчарни и жилища- колыбы вряд ли привлекут туристов. К сожалению, в наше время почти забыты трембиты и вышиванки, мало традиционных пастушьих собак, забыты в прошлом аккуратные колыбы. По словам самих овчаров, овцеводство в целом убыточно. Из-за больших расстояний (50 — 60 километров до отары. — Авт. ) население часто не приходит за сыром и молоком. Единственная причина, которая заставляет овчаров вновь и вновь подниматься с отарами на пастбища, это — традиция.

ПОПЫТКИ РАЗВЕСЕЛИТЬ ОВЕЦ

Не следует ли поддерживать эту традицию и придать ей цивилизованный вид? Если разумно ограничить выпас скота на пастбищах, обратить внимание на условия жизни и окружение овчаров, подъездные пути, эстетический вид самих овец, то такие овчарни и колыбы могли бы привлекать даже на Новый год туристов из горнолыжных баз.

Всегда в начале мая в Закарпатье проводились многолюдные проводы на горные пастбища. Но упомянутые трудности на четыре года прервали эту традицию. Возобновить ее решил в 2002-м губернатор (теперь уже бывший. — Авт. ) Геннадий Москаль. Звучали трембиты, готовили брынзу — овечий сыр, пили паленку-самогонку. Для поощрения овцеводства в селе Квасы Раховского района два года подряд проходил и праздник западных областей «Гуцульская брынза». Там столы ломились от невероятного количества кулеша, брынзы, вурды, репьяника — старинных гуцульских блюд. Различные виды сыров из овечьего молока, изготовленные местными жителями, это нечто большее, чем просто блюдо. В них — дух народа, обычаи, традиции и сердце Гуцульщины.

С этими блюдами и с паленкой, настоянной на луговых травах, немало овчаров в различных населенных пунктах области и встретят 2003 й год.

Тогда будут вестись рассказы около домашней ватры (костра. — Авт. ), как и в горных колыбах, о повитрулях — существах женского пола необычной красоты. С крыльями. С головы до пят убранных цветами.

Один из них рассказал овчар из Свалявы Иван Рейпаш.

НЕ ЛЮБИТЕ, ОВЧАРЫ, ПОВИТРУЛЕЙ

— Летом юноша-овчар, — закуривая длинную трубку, начал И. Рейпаш, — возвращался в полночь к себе в колыбу. На озере он вдруг увидел множество девушек необычной красоты. Одна из них особенно его поразила. В следующий раз, по совету старого овчара, он спрятался на том же месте в мох и украл крылья своей любимой. Повитрули не смогли его догнать, а любимая пришла к его колыбе. Он женился на ней. Родился мальчик. Однажды мужа не было, и повитруля украла свои крылья, хотя старый овчар советовал их сжечь на костре. И она улетела к своим подругам — ветряных женщин не изменишь. Они, как волки, все в лес смотрят, наровят улететь. Очень тосковал за ней овчар, не находил себе места. Наконец он оставил побратимов-овчаров и пошел в лес искать жену. И нашел в пещере, с сыном. «Уходи отсюда по-хорошему, — говорила она, — а то прилетят мои сестры с нашей матерью и разорвут тебя на куски». Но он сжег ее крылья, запретил залетать в лес и привел в овчарскую колыбу... Даже ведьму может приручить овчар! Поэтому не удивительно, что они не боятся волка или медведя, которого что-то заставило подняться от зимней спячки.

ЭПИЛОГ-МЕЧТА

Овцеводство на Закарпатье имеет исторические корни. Появление собственно больших площадей горных пастбищ в Карпатах связано именно с овцеводством. Ведь пастбища на горных верховьях в свое время искусственно расчищались от кривого леса, кустарников, которые раньше доминировали на высокогорье. С овцеводством также связано много традиций, в первую очередь, традиций горного гуцульского населения, сложено много легенд, сказок. Много книг о нашем крае начинаются с овчаров с трембитами или сопилками, красивых овчарен и тому подобное.

— Однако реальное состояние овцеводства на Закарпатье в настоящее время не такое романтическое, — замечает начальник отдела биоресурсов Государственного управления экологии и природных ресурсов в области Эдуард Турис. — Овцеводство — стихийное. Уход за пастбищами сводится только к выжиганию травы или вырубке кустарников раз в несколько лет. Нагрузка, т.е. оптимальное количество овец на единицу пастбищной площади, не рассчитывается. Распределение скота слишком простое. Каждое пастбище является землями запаса какого-то сельского совета. Значит, весь скот сельской общины выгоняют на свои пастбища, пасут там 4 — 5 месяцев независимо от состояния травяного покрова. Поэтому растительное разнообразие сведено к одному-двум видам, в основном это малопригодные для скота трава билоус, конский щавель, иногда — крапива. Поэтому часто овец гонят в лес, где они обгрызают молодые деревца. Кроме того, ни одну скалу не обойдет овца своим вниманием. В частности, ежегодно овец выпасают на скалах Герешаски — одной из вершин Свидовецкого хребта, которые считаются одним из мест произрастания редкого горного эдельвейса или шелковой косицы. Но при разумном отношении как овчаров к овцам, так и власти к овцеводству можно развеселить овец и сделать, чтобы овчары радовались не только от паленки и сказочных рассказов под нее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать