Перейти к основному содержанию

Почему у украинского режиссера не вышел фестивальный хит

22 октября, 19:00

Фестиваль «Молодость» в этом году начался с уже обычным пафосом: разгорячённая от важности церемонии толпа у дворца «Украина», строгая охрана, очереди к металлоискателям, Виктор Ющенко с приветствием, вручение почетного «Скифского оленя» за вклад в искусство выдающемуся иранскому режиссеру Мохсену Махмальбафу (председатель жюри), театрализованное фольклорное шоу.

Вообще в смысле презентативности наш единственный, по-настоящему международный форум постепенно улучшается из года в год. Не так давно было бы сложно представить на одном фестивальном мероприятии в Киеве Президента страны и двух режиссеров действительно мирового класса. Кроме Махмальбафа, после шоу на сцену вышел также культовый нидерландский фильммейкер Йос Стеллинг, чей фильм «Душка», частично снятый в Киеве, открывал фестиваль. Компанию режиссеру составили также исполнители ролей в картине — в частности, Руслана Писанка и бывший киевлянин, а сейчас российский актер, Сергей Маковецкий. Последний стал настоящей звездой вечера, произнеся речь на украинском почти без ошибок. Собственно, именно его работа является одной из приманок фильма, где Маковецкий играет героя по прозвищу Душка — некоего нескладного русского, который ни с того ни с сего приезжает в Голландию к сценаристу-отшельнику Бобу и остается у него жить. Возникает масса смешных, а порой и грустных ситуаций, но в конце концов Боб понимает, что Душка — это часть его самого, причем не самая плохая. Картина получилась, как для Стеллинга, слишком сентиментальная, но вполне успешная в смысле восприятия зрителями, реагировавших на все происходившее на экране очень живо.

А на следующий день, в воскресенье, наступили фестивальные будни — с самого утра в кинотеатре «Киев» начали показывать первые конкурсные фильмы — студенческие короткометражки. Как всегда в таких соревнованиях, удачные работы граничили с откровенно ученическими. Вполне профессиональными и по качеству съемки, и по отбору актеров, и по режиссуре оказались две норвежские картины, каждая длительностью почти полчаса — «Сердце разрывается» (режиссер Анне Севицки) и «Скрытое» (Стан Кристьянсен). Это психологические драмы, сюжет которых так или иначе развивается в семейном кругу. В «Сердце разрывается» возникает странный треугольник между девушкой-подростком, ее отцом и любовницей отца, причем кто кого любит сильнее (связь между женщинами тоже вполне вероятна) — это большой вопрос. Еще более острые страсти в «Скрытом» — здесь уже геометрия чувств включает девушку, влюбленного в нее парня и отца девушки, который, кажется, неравнодушен к собственному ребенку. И, опять же, поиск ответа — так был или не было инцеста — режиссер оставляет зрителям. Проблема «скрытого», возникающего между людьми, может оказаться либо извращением, либо роковой страстью, либо искренним сильным чувством в зависимости лишь от точки зрения — очевидно, в равной мере волнует этих молодых режиссеров и потому получила талантливое воплощение на пленке.

Некоторое оживление в вообще серьезную, даже мрачную программу привнес швейцарский мультфильм «Ботубату» — забавная и сюрреалистическая рисованная анимация о вольных моряках и странной женщине-осьминоге, заставляющей мужчин, в конце концов, составить ей компанию. Запомнились также 12-минутные черно-белые «Съемки Буэнос-Айреса» (Эндрю Сала). Главный герой ленты — это, собственно, столица Аргентины, всегда разная, непредсказуемая, полная энергии и в то же время по-домашнему уютная. Сала объясняется в любви родному городу, монтируя постановочные и хроникальные съемки.

Французская лента «Жизнь Джакомо», снятая Лукой и Диего Говернатори, поведала об одном, но очень важном дне из жизни молодого католического священника, который именно сегодня принимает сан. В целом хорошо сыгранной, полной и юмора, и нужных рефлексий получасовой картине недостает все-таки акцентированного, четкого завершения — ведь в самом герое произошли чрезвычайно важные изменения, он что-то осознал, преодолел свой внутренний кризис, духовно возмужал — но это авторы не смогли показать, и вместо философской притчи о вере и жизни вышла просто своеобразная социальная зарисовка.

В тот же день, ближе к вечеру, показали и украинские работы. С короткометражками студентов университета имени Карпенко-Карого сложилась просто-таки гоголевская ситуация, как в «Женитьбе», когда будущая новобрачная пытается в воображении составить образ идеального новобрачного, пригоняя нос одного поклонника к подбородку второго. Так и здесь. В «Клятве» Марины Вроды — роскошная операторская работа — оживленная прыгающая камера, очень динамичное изображение — но полный провал со сценарием; концы настолько не сходятся с концами, что хоть плачь. В «Кто такая Таня» (Витя Гуров) все события развертываются под достаточно остроумный закадровый монолог, но слишком уж непритязательны режиссура и работа с актерами. Лучший из украинского блока — безусловно, «Таксист» (Роман Бондарчук). Прекрасная работа с актерами, в том числе с непрофессионалами, которых в ленте большинство. Хорошо воплощенный сюжет — о похищении девушки ради ее защиты от бед в будущем. Масса продуманных смешных ситуаций, метких эпизодических характеров, хорошее ощущение ритма режиссером — но, Боже мой, на какой же плохой пленке это снято! Ну надо же иметь хоть какое-то уважение к молодым кинематографистам, ведь пихать им это болотно-серое «свемовское» убожество, которое в подвале факультета кинематографии даже мыши не едят, — это же просто оскорбление и унижение наших будущих Довженко и Параджановых! И потому и появляется мысль: вот если бы оператора и красивую цветную пленку из «Клятвы» перебросить на «Таксиста»… получился бы у Бондарчука настоящий фестивальный хит в духе южноукраинского неореализма. К сожалению, историю, даже историю кино, не повернуть вспять. Поэтому остается надеяться, что Роман и в дальнейшем не потеряет режиссерский дар, а красивую пленку и деньги ему еще дадут…

Впереди — еще пять интенсивных фестивальных дней, еще не начались два важных конкурса — профессионального короткого и полного метров, поэтому фавориты и неудачи «Молодости» еще определятся.

СПРАВКА «Дня»

Иранский режиссер и сценарист Мохсен Махмальбаф родился 19 мая 1957 года в бедном квартале Тегерана. В 15 лет бросил школу и принял участие в антишахской борьбе. Через два года при нападении на полицейского Махмальбаф был ранен и арестован. Он избежал смертной казни только потому, что был несовершеннолетним. Из тюрьмы будущего режиссера освободила революция 1979 года. К 1982 году, ко времени своего режиссерского дебюта — фильма «Покаяние Нассаха», Мохсен Махмальбаф уже был известным литератором, автором рассказов, эссе, нескольких романов и сценариев. Кстати, в кинотеатр он впервые попал только в 23 года, после освобождения из тюрьмы.

Картины Махмальбафа были показаны на 170 международных кинофестивалях и демонстрировались в сорока странах. Творческим достижением режиссера стали его работы «Миг невинности» («Хлеб и цветок») и «Габбех» («Персидский ковер»), созданные в 1996 году. Первой сопутствовал успех на фестивале в Локарно (специальный приз), а вторая была отмечена на Каталонском кинофестивале премией за лучшую режиссуру. В 1998 году фильм Мохсена Махмальбафа «Молчание» участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля и был отмечен двумя призами.

К сожалению, украинские зрители знают о картинах режиссера в основном понаслышке, поскольку мы полностью зависим от политики отечественных прокатчиков. А она такова, что зачастую мировые шедевры поступаются кассовым голливудским лентам. И мы фактически лишены главного — права выбора.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать