Почему указ, подписанный тремя (!) президентами, до сих пор не выполнен?
Кое-что о векторах развития музейного дела и сбоях в работе государственной машины
На пороге Евро-2012 особенно остро встал вопрос развития музейного дела. Готовы ли наши музеи принять наплыв туристов и достойно представить страну? На эти вопросы пытались дать ответы на прошлой неделе во время круглого стола в центре «Мистецький арсенал». Предварительно Национальным институтом стратегических исследований была создана рабочая группа и проведен профессиональный опрос среди музейных работников. Результаты не порадовали. Большинство опрошенных охарактеризовали состояние музеев как «удовлетворительное», никто не поставил оценку «отлично» или по крайней мере «хорошо». Среди основных причин, тормозящих прогресс отрасли, традиционно назвали нехватку финансирования, недостаточную квалифицированность и количественный состав кадров, неудовлетворительную техническую базу, а также отсутствие обновленных инструкций по учету музейных ценностей и последовательной государственной музейной политики. Но разве не об этом мы слышим уже 20 лет подряд? Правда, в последние годы кое-что все же делалось, прежде всего силами общественных организаций. В частности, нужно сказать, что второй номер журнала «Музейний простір» увидел свет благодаря Международному фонду «Возрождение», а также Украинскому центру развития музейного дела. А портал «prostir.museum» (созданный в рамках программы «Центр развития музейного дела» Международного фонда «Украина 3000» при поддержке Швейцарской культурной программы в Украине) уже не первый год является самым полным электронным справочником по музейной жизни страны.
В ответ на констатацию музейных проблем — снова обещания. Лилия Гомольская, глава Департамента формирования государственной политики в области культуры, искусств и образования при Министерстве культуры Украины, подчеркнула, что музейная отрасль — кто бы сомневался? — приоритетна для министерства и является частью государственной политики безопасности. Представитель министерства пообещала вместе со своей квалифицированной командой топ-менеджеров отреагировать на все эти проблемы, что должно означать полную модернизацию отрасли (от экспозиции до создания электронного сайта для каждого музея), повышение уровня знаний работников, совершенствование законодательства, увеличение финансирования музейной отрасли и т.д... Первым этот поток обещаний не выдержал Анатолий Мельник, президент Украинского национального комитета Международного совета музеев (IСОМ) и генеральный директор Национального художественного музея. «Что касается изменения музейного законодательства, — отметил Анатолий Мельник, — то здесь проблема на уровне соединения звеньев «цепи» власти: потому что еще Кучма подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Национального художественного музея Украины» (№294 от 25 марта 2002 года. — Ред.), предусматривавший ремонт музея, потом — Ющенко (№781 от 10 ноября 2009 года. — Ред.). И вот в этом году, 15 марта, был подписан еще один аналогичный указ, уже Виктором Януковичем. Но до дела так и не дошло, «воз и ныне там»... Таким образом, где-то в этой системе, в этой цепной реакции есть сбой. Хотя даже помещение, пусть и отремонтированное, — это еще не музей».
Сергей Кролевец, глава Всеукраинской ассоциации музеев, прибавил: «Целью музейного процесса уже давно стал сам процесс. И почему-то это никого не волнует. Понятие «получение информации» вообще отсутствует в «музейных» законах. Хотя это, по сути, главное». А относительно музейного менеджмента пан Кролевец отметил: «Почему в отличие от европейских музеев в украинских нет магазинов или кофеен, которые бы принадлежали именно музею? Потому что нужно иметь массу разрешений, резолюций, сертификатов... Зарабатывают лишь романтики и камикадзе, а умные — тянут деньги из бюджета». Действительно, даже если музею удается что-нибудь заработать, то эти деньги согласно законодательству отходят не музею, а государству. Сергей Кролевец в который раз (см. интервью в «Дне» №44 от 15 марта 2011 года) предлагает как можно больше полномочий передать от чиновников музейщикам, то есть музейную «вертикаль» превратить в «горизонталь».
Важно, что результатом круглого стола стал не только разговор о наболевшем, но и создание инициативной группы из музейных работников, которые согласились и в дальнейшем активно принимать участие в обсуждениях и создать что-то наподобие «дорожной карты» украинского музейного дела, инструкцию для дальнейших действий. Кстати, во время круглого стола куратор, арт-менеджер, руководитель программ и проектов фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» Олеся Островская-Лютая объявила об основании гранта на следующий год на сумму 10 миллионов гривен. Эти средства будут предоставлены для развития, так сказать, самому активному «музею-локомотиву»: «Этот грант предоставляется для активного развития человеческих ресурсов в музее, для практики за рубежом, для активизации межмузейного партнерства, работы с аудиториями, а также для основания программы «малых экспериментов», то есть различных индивидуальных проектов, которые бы поддерживал музей».
Выпуск газеты №:
№228, (2011)Section
Панорама «Дня»