Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Под покровом неясности

30 августа, 19:44

«Неукраинский антигерой» — под таким названием 7 февраля 2003 г. «День» опубликовал мою заметку. Основная ее мысль заключалась в том, что в топонимике и монументальной пропаганде прославляются неукраинские антигерои — политические деятели, которые были палачами украинского народа, боролись против независимости Украины. К их числу принадлежит и Дзержинский — соавтор «красного террора», один из основателей государственной системы заложничества, практикуемой в Стране советов. В Мариуполе бюст Дзержинскому стоит у здания главного отдела УСБУ в Донецкой области. И вот незадолго до празднования 14-й годовщины Независимости Украины мариупольцы увидели Железного Феликса в чехле из черного материала. Примерно таким же покрывалом, только белым, в январе 1989 года были закрыты все памятники еще одному антигерою — Жданову — перед тем как их демонтировали. Демонтаж «ждановщины» решался тогда на всесоюзном уровне. Общественные организации Мариуполя выступали с требованиями демонтировать и бюст Дзержинского, что было в компетенции горсовета. Затем управление СБУ в Мариуполе обратилось в горисполком с предложением демонтировать памятник, на что был дан ответ: «Нет денег!».

И вот через 15 лет похоже на то, что Мариуполь освободят от присутствия Железного Феликса. Впрочем, ясности в этом вопросе пока еще нет. Так, в опубликованном в газете «Ильичевец» материале Татьяны Игнатченко «Саван для Железного Феликса» главный специалист Мариупольского горсовета Диана Трима, отвечая на вопрос корреспондента, сообщила, что в адрес городского головы поступило обращение из мариупольского отдела СБУ с просьбой о демонтаже или переносе памятника Дзержинскому. Это предложение будет рассматриваться на ближайшей сессии горсовета. Когда же журналистка обратилась за комментариями в мариупольский отдел СБУ, то ей ответили, что памятник закрыли, чтобы не повредить его во время ремонта фасада здания. А после вопроса: «Что послужило поводом для обращения отдела СБУ в исполком?» — от каких-либо комментариев отказались и потребовали от редакции официального запроса.

Автор этих строк также попыталась прояснить ситуацию с зачехленным Железным Феликсом, но, увы, безуспешно. В мариупольском отделе СБУ посоветовали обратиться в пресс-службу, которая находится в Донецке. В пресс-службе пояснили, что не имеют никакой информации от руководства по этому вопросу. В отделе по организационному обеспечению деятельности Мариупольского горсовета ответили, что дата проведения ближайшей сессии пока неизвестна, повестка дня ее еще не формировалась и о вопросе демонтажа или переноса памятника Дзержинскому в отделе ничего не известно. Так или иначе, но время все равно прольет свет на неясность в почти что государственной тайне.

КОММЕНТАРИЙ

Мирослав ПОПОВИЧ, академик НАН Украины, директор Института философии им. Г. Сковороды:

— Я на эту тему когда-то разговаривал с одним очень известным французским скульптором Моретти (итальянцем по происхождению). Он занимался скульптурным оформлением целого нового района в Париже. Моретти уговаривал и предостерегал нас с известным диссидентом Леонидом Плющом ничего не менять: все памятники, которые есть, должны остаться.

Но я думаю, что это возможно только там, где этот памятник эпохи тоталитаризма стоит не как утверждение коммунистической идеологии. Одно дело, когда на Бессарабской площади в Киеве стоит памятник Ленину. Он может благословлять только бессарабский рынок. Но другое дело, когда около УСБУ стоит «Дзержинский». Это то же самое, что повесить портрет Дзержинского в кабинете начальника СБУ, как, кстати, и было раньше. Это недопустимо. Я бы, по мере возможности, постарался такие памятники свести в одно место, которое свидетельствовало бы о характере эпохи (как в свое время сделали в Литве).

В общем, подавляющее большинство памятников не имеет никакой художественной ценности. Должны быть сохранены и не перемещены только монументы, которые представляют собой хоть какую-нибудь художественную ценность. Например, знаменитый «Рабочий и колхозница» Мухиной. Грех ее трогать, хотя и там есть идеология. Но это памятник высокого искусства, которому почти нет равных.

Мне, например, не нравится как скульптурное явление памятник Женщине-победе на склонах Днепра. Но от него никуда не денешься, потому что он отражает мышление целой эпохи. Знаете, мой отец погиб во время войны. Но война, которую пережили я и моя семья, не имеет ничего общего с тем образом войны и победы, который стоит на берегу Днепра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать