Перейти к основному содержанию

Полевые исследования сельских «сливок»

Впечатление ученого от современного «хождения в народ»
31 октября, 18:51
КТО ПРИНЕСЕТ «ЛУЧ НАДЕЖДЫ» В ТЯЖЕЛЫЕ БУДНИ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ? / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В недалеком прошлом (более ста лет назад) украинские крестьяне, отдавая своих сыновей и дочерей «в науку», считали, что таким образом последние выбьются «в люди». Тогда в представлении крестьянина выбиться «в люди» означало не работать физически, одеваться нарядно и денег за свой ум получать много. Так — где с уважением, а где и с презрением, — относилось крестьянство к представителям интеллигенции, которых вследствие развития «капитализма» становилось на селе все больше. Кто-то из них был из «панычей», кто-то — из «духовного сословия», а кто-то — как, скажем, сельский староста — из «своих». Тогда неоднократно можно было заметить со стороны, как крестьянин в присутствии этих людей чувствовал себя некомфортно, — хотя про себя мечтал, что хорошо было бы ходить так опрятно одетым и «жилы не тянуть». Короче говоря, представления крестьянства о том, кто такой «интеллигент» и чем он должен заниматься были довольно приблизительными и чаще всего стереотипными. Этот «культурный человек» оставался для крестьянства чужим, а мотивы его деятельности — малопонятными, хотя кое-где и очевидными. Тем не менее именно сельская интеллигенция стала массовой социальной основой развития украинской нации после распада Российской империи, и именно она по большей части представляла украинство как таковое в советский период истории. Каково же ее место в современной Украине?

Чтобы выяснить это, с августа 2006 по январь 2007 года инициативной группой в составе меня, моих коллег и студентов был проведен небольшой социологический опрос. Работа проводилась в восьми надднепрянских селах, не отметить которые не могу, учитывая искреннее уважение к их жителям. Это села: Валява, Веселовка, Большая Яблуневка, Большие Канивцы различных р новЧеркасской обл., Ивановка Богуславского р на Киевской обл.,Злинка Маловисковского р-на Кировоградской обл., Желтый Яр Татарбунарского р-на Одесской обл., Сазоновка Оржицкого р-на Полтавской области. Наше «хождение в народ» отличалось от этнографических кампаний «хлопоманов» и революционной агитации народников ХIХ в. В отличие от них нас интересовало, какую же роль отводят сельской интеллигенции в жизни украинского общества жители современного села. Дополнительным стимулом здесь выступил тезис политолога К. Матвиенко о том, что на протяжении многих поколений «украинское село продуцировало сильную прослойку, которая могла и имела все основания занять позицию элиты: получить образование, обрести признаки государственно-созидательного слоя, но, к превеликому сожалению, украинское село себя исчерпало...» «Как «сшивать» страну? Необходимость интеллектуального поиска», «День», 8 июня 2006. Эти слова, сказанные в рамках интеллектуального поиска рецепта, как «сшивать» Украину, опубликованного газетой «День» в июне 2006 г., показались нам основательными. Было решено проверить их на деле.

Анкета, которую мы предлагали заполнить респондентам, была довольно простой. Необходимо было указать свой возраст, образование, род занятий и ответить на три вопроса: 1) Важна ли роль интеллигенции в сегодняшней жизни общества («да» или «нет»)? 2) Чем, на ваш взгляд, должен заниматься интеллигент и, в частности, сельский интеллигент? 3) Какие профессии в своем селе вы считаете интеллигентными? Мы осознавали, что наш опрос не был репрезентативным, поскольку не опирался на специально разработанную социологическую выборку, но для цели эксперимента — выявить общее социокультурное впечатление жителей села от интеллигентной прослойки — он является абсолютно нормальным. В связи с очерченной спецификой оставим за собой право обобщить данные по всем селам (тем более, что обработка данных засвидетельствовала подобие ответов в различных селах).

Всего было опрошено 388 жителей украинского надднепрянского села. На первый вопрос анкеты позитивный ответ дало 362 человека. Т.е. большинство сельских жителей (93,3 %) считает интеллигенцию важным общественным фактором. Отметим также, что только в с. Большая Яблуневка Смелянского р-на Черкасской области никто из опрошенных не дал негативного ответа.

Среди «изюминок»: один из респондентов с. Веселовка Христиновского р на той же области считает, что рольинтеллигенции важна, но ее просто нет, а еще один его односельчанин не знает, кто такие интеллигенты, хотя и соглашается, что они нужны.

Самыми интересными были ответы на второй вопрос анкеты. Из обобщенных данных можно сделать вывод: по мнению сельских жителей, главной миссией интеллигенции является «активное участие в подъеме культурного уровня села». Среди других распространенных конкретных ответов: интеллигент должен «добросовестно выполнять работу и совершенствовать свою профессию», «воспитывать молодежь», «организовывать досуг сельских обитателей», «помогать пенсионерам», «привлекать спонсоров». Менее распространенными были ответы: «заниматься наукой», «быть доброжелательным», «любить детей», «привлекать молодежь к сохранению культурного наследия», «проводить лекции по предупреждению заболеваний», «организовывать встречи с интересными людьми», «бороться с преступностью на селе», «привлекать население к подписке газет», «знакомить односельчан с зарубежной культурой», «изучать историю своего села», «заниматься фермерством (хозяйством)».

Интересно, что на долг интеллигенции заниматься политической деятельностью выразительно указали только жители самого большего села, в котором проводился наш опрос. Это село Большие Канивцы (находится в 10 км от районного центра). В нем 22 респондента из 54 ответили, что интеллигент должен заниматься общественно-политической и государственной работой. В других селах подобные ответы были редкостью.

Среди оригинальных и редких, впрочем очень характерных, ответов хотелось бы привести такие:

Валява. 39-летний педагог этого села и 57-летний газосварщик считают, что интеллигент должен быть в первую очередь «порядочным человеком».

Веселовка. Наемный рабочий (56 лет) убежден, что «интеллигент должен работать и показывать пример в труде и поведении». А 30-летний газосварщик на вопрос «Чем, на ваш взгляд, должен заниматься интеллигент и, в частности, сельский интеллигент?» ответил: «Чем угодно. Главное — поведение человека». Интересно, что он считает интеллигентными все профессии своего села. Местная повариха (28 лет) считает, что интеллигент должен заниматься бизнесом.

Большая Яблуневка. 30-летний охранник из этого села считает, что интеллигенция должна «организовывать вечера тем, кому за 30».

Большие Канивцы. 25-летний ветеринар, отбрасывая важность интеллигенции как таковой, тем не менее считает, что она должна «не пить» и «читать книжки». Среди интеллигентных профессий своего села он указал только «доярство». По мнению 80-летнего дедушки этого же села интеллигент должен «говорить правду и только правду».

Ивановка. 76-летний житель Ивановки (4 класса образования) убежден, что роль интеллигенции в современной жизни общества не важна. Интеллигентам он предлагает «давить на политиков, чтобы лучше жилось». 61-летний наладчик сельскохозяйственных машин из этого же села считает, что интеллигент должен давать «пример в труде и поведении». Местная учительница (37 лет, высшее образование) в качестве интеллигентных квалифицирует все сельские профессии. 44-летний шофер на вопрос «Чем, на ваш взгляд, должен заниматься интеллигент и, в частности, сельский интеллигент?» ответил: «Выживать». А 45-летний учитель этого же села на этот же вопрос ответил: «Сеять вечное, умное, доброе». При этом интеллигентными он считает все профессии, «которые связаны с людьми». 92-летняя бабушка сказала: «когда-то они (интеллигенты) читали людям книжки, лекции, ходили с концертами, а теперь не знаю».

Злинка. 50-летняя медсестра этого села считает, что интеллигент должен «нести в массы прекрасное и полезное», а ее 41-летний односельчанин убежден, что, хотя в сельской местности и нет интеллигенции, но если бы и была, то в первую очередь она должна была бы «закрыть ночные бары». 48-летняя домохозяйка Злинки считает, что «в селе интеллигенты не играют никакой роли». Фактически такие же настроения высказывает 18-летний молодой человек этого села, когда говорит, что «интеллигенты не нужны».

Желтый Яр. Работник по переработке и консервированию с/г продукции (52 года) считает, что интеллигент должен «воспитывать в детях и молодежи уважение к родному краю, интересоваться его историей, учить любить природу». 26-летний бармен говорит, что интеллигенция «ничего не делает для жизни в селе». Местный кочегар (56 лет) хотел бы, «чтобы интеллигенты грамотно рассказывали простым людям, за кого нужно голосовать, чтобы наконец-то навести порядок в стране». А 28-летний тракторист предлагает интеллигентам «встречаться с простыми жителями села и пенсионерами, проводить им разъяснительную работу о политическом и экономическом положении в стране, доступными словами объяснять людям значение выражений наших чиновников». Тракторист-ветеран (70 лет) считает, что интеллигент «должен быть тем звеном, которое бы соединяло село и город». 57-летняя доярка-пенсионерка считает, что интеллигенты должны создать хорошие условия в селе, «чтобы молодежь не убегала в город».

Сазоновка. По мнению 41-летнего механизатора этого села Полтавщины, интеллигент должен «нести луч в тяжелые будни сельской жизни».

Осталось выяснить на кого же возлагают столько ответственности жители украинского села. Анализ ответов на третий вопрос дает основания утверждать, что стабильно представителями интеллигенции на селе местные жители считают педагогический и медицинский персонал. Второе место занимают работники культуры (среди которых чаще всего вспоминают библиотекарей), а третье — выборные должности сельской администрации. Если выстраивать иерархию далее, то из существующих материалов можно сделать вывод, что интеллигентами сельские жители считают такие профессии, как агроном, ветеринар, инженер (технолог), зоотехник, доярка, тракторист, комбайнер. Реже называют работников почты, бухгалтеров, экономистов, кассиров, продавцов. Совсем незначительное место занимают среди сельской интеллигенции, согласно представлениям аграриев, ученые, писатели, художники, юристы (адвокаты), психологи (психиатры), милиция. Среди нетрадиционных для сельской интеллигенции специальностей по одному разу были названы рабочие (по-видимому, наемные), парикмахеры, проводники, программисты, регистраторы, электрики.

Сельского священника считает интеллигенцией только один респондент из 388 опрошенных. Так считает 81-летняя поэтесса с. Ивановка. Возможно, это неспроста, ведь до установления атеистического коммунистического режима (именно в период, когда эта традиция еще была жива, родилась опрашиваемая), очень часто общественное мнение причисляло батюшек к интеллигенции, тогда как сегодня, и абсолютно безосновательно, это считается аномалией.

По случаю отметим, что с особым привкусом как интеллигентными работниками сельские жители отмечают руководителей предприятий, председателей и секретарей сельсоветов, кооперативов, профсоюзов. Нельзя сказать, что с осуждением, скорее, со скрытой завистью. На это лишний раз указывает тот факт, что некоторые крестьяне интеллигенцией считают исключительно руководящие должности известных им учреждений. Завидное место среди сельской интеллигенции, по «определению» аграриев, занимают также фермеры, арендаторы, коммерсанты, бизнесмены.

Наконец, как отметил один из представителей современной сельской интеллигенции (учитель из Ивановки), «интеллигентность зависит от самого человека, а не от его профессии». Вероятно, именно поэтому иногда нам попадались ответы, что все профессии в селе являются интеллигентными. Молодая продавец из Злинки считает, что интеллигенцией являются все те, «кто в своей профессии имеет добрые намерения». По другим рассуждениям сельских жителей, интеллигентами можно назвать всех, «кто с образованием» (любым: специальным, высшим). Таким образом, давний спор обществоведов, что же является главным в определении интеллигенции — этика поведения или профессиональное совершенство — нашла своеобразное отражение и в сельском общественном мнении.

В заключении отметим, что жители села Желтый Яр (Одесщина), кроме заполнения анкет, предложенных нами, написали целую петицию о том, что должна делать интеллигенция. Есть в этой петиции рядом со стандартными крестьянскими ответами требования к интеллигенции «организовать субботники и тимуровские команды», «привести в порядок сельский парк и футбольное поле», «перенести свалку мусора за пределы села», «добиться, чтобы автобусы в город ходили», «сделать так, чтобы люди не ездили по заработкам» и тому подобное. По этому «гласу народа» становится понятным, что украинское село, как самая большая социокультурная единица нашего государства, ожидает от интеллигенции подвижнической работы, не различает ее в зависимости от того, имеет она властные рычаги влияния или нет, сознательно и подсознательно ставит ее на место элиты (власти) общества. Соответственно роль сельской интеллигенции как будто и растет. Но ведь стоит учитывать, что живет она в бедности, живет среди крестьянства, которое по большей части просит (требует), но персонально по существу ничего для этого не делает. Что она фактически оторвана от образования (самообразования) и науки городской, что ее авторитет в селе ограничивается сотнями обстоятельств. Вывод из этого, на наш взгляд, должен быть довольно простой — сегодня украинское село признает ведущую роль интеллигенции в жизни общества, а поэтому существует шанс сформировать в этой среде новую украинскую элиту, необходимо только создать надлежащие условия ее жизнедеятельности, — а это уже предмет государственнической политики.

Автор аналитической части опроса выражает искреннюю благодарность людям, которые помогли собрать необходимый материал: Татьяне Гаркуше, Ольге Колосовой, Сергею Цемри, Татьяне Цемри, Светлане Корниенко, Артему Борисову, Людмиле Липкиной, Михаилу Ильченко, Ярославе Тимошенко, а также всем респондентам, которые согласились участвовать в опросе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать