Политический проект Путина
Игорь БУРАКОВСКИЙ: Я не верю в перспективы Евразийского экономического союза
Российскую власть не покидает надежда в той или иной степени сохранить контроль над бывшими республиками Советского Союза. Очередным свидетельством этого стала попытка создать Евразийский экономический союз. Такую инициативу озвучил премьер-министр России Владимир Путин в статье под названием «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной вчера в газете «Известия».
«Воссоздать структуру, подобную СССР, — задача нереальная, однако на базе Таможенного союза и ЕЭП можно создать полноценный экономический союз. Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет происходить и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана. Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу», — пишет российский премьер.
Он также уверяет, что интеграционные проекты на постсоветском пространстве не противоречат европейскому выбору. «Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и в первую очередь — стран СНГ. При этом не собираемся кого-то торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами», — отмечает Путин. При этом он признается, что «некоторые наши соседи объясняют нежелание принимать участие в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору». Российский премьер пытается убедить, что такой взгляд — ошибочен. «Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов», — заявил Путин.
Премьер считает, что вхождение в Евразийский союз, кроме прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу. «Кроме того, — отметил Путин, — экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для смены геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента, и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект».
«День» обратился к директору Института экономических исследований и политических консультаций Игорю БУРАКОВСКОМУ с просьбой прокомментировать статью российского премьер-министра, который в следующем году будет баллотироваться на пост президента РФ.
— Нужно начать с того, что с точки зрения экономической теории и международной практики у экономического союза имеются вполне конкретные параметры. Что объединяется, как объединяется, какие мы соответственно получаем результаты из этого? И многое другое. На сегодняшний день из всех известных мы имеем Европейский Союз как наиболее высокую и совершенную форму европейской интеграции. Поэтому то, что говорит господин Путин, и то, что он видит как определенное интеграционное объединение, на мой взгляд, это исключительно политический проект, в жизнеспособность и экономическую эффективность которого я просто не верю.
— А что вы скажете о его заверении, что Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной общими ценностями свободы, демократии и рыночных законов?
— Это красивые слова. Под каждым из этих слов я готов подписаться. Но вопрос — как это все будет реализовываться? Мы в течение очень длительного времени имели весьма интересное интеграционное объединение Союзное государство России и Беларуси. Там была какая-то парламентская группа, какой-то бюджет они принимали. Был ли это полноценный экономический союз и полноценное государство, как, скажем, Швейцарская Конфедерация? Очевидно, что нет. В этом смысле мы можем действительно провозглашать такие термины, можно ставить такие амбициозные задачи. Все это можно делать, но в сугубо экономическом смысле, в понимании интеграционных процессов я не верю в перспективы этого объединения.
— Путин также заявил, что «теперь участником диалога с ЕС станет Таможенный, а в дальнейшем и Евразийский союз. Таким образом, вхождение в Евразийский союз, кроме прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу». Действительно ли Путин думает об интеграции своих соседей в Европу?
— Мы обсуждаем возможность договоренности между Европой и этим объединением, в эффективность и существование которого я не верю. Это сказка. Теоретически действительно мы можем привести пример Европейской ассоциации свободной торговли и Европейского Союза, которые чрезвычайно высоко интегрированы, где в европейском пространстве ассоциации свободной торговли Европейского Союза фактически действуют регуляторные нормы ЕС. Единственное, что не интегрировано, это процесс принятия решений. Сами решения принимаются в Брюсселе, существует механизм трансформации решений в правила поведения, скажем, на рынке Европейской ассоциации свободной торговли. В принципе, есть примеры сотрудничества между интеграционными объединениями, но давайте начинать не говорить о том, что будет через какие-то годы, а давайте говорить о том, что будет с реализацией самой такой идеи создания такого полноценного союза.
— Действительно, до сих пор не созданы зоны свободной торговли в рамках СНГ...
— Вообще это тема отдельной беседы — вопросы об интеграционных процессах на территории СНГ и то, как они происходили. Было очень много разговоров и о создании единого общего сельскохозяйственного рынка, что не было реализовано. Когда-то была попытка создать евразийское объединение угля и металла. Но все это осталось на бумаге. Если серьезно проводить анализ, я не вижу на сегодняшний день перспектив в действительно интеграционных вещах. Утверждение Путина и ссылка на общие принципы мне ничего не говорят, пока мы не видим саму конструкцию.
— Подытоживая сказанное вами, не считаете ли вы случайным появление этой статьи Путина именно сейчас, когда Украина вот-вот может подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС?
— Мы должны понять, что сейчас, как мне кажется, статья Путина — это часть внутриполитической дискуссии непосредственно в России. Путин идет на выборы и, разумеется, должна быть какая-то и идея, которая была бы близка, прежде всего, российскому электорату. В этом смысле давайте смотреть на это сквозь призму тех политических процессов, которые происходят в России.
Выпуск газеты №:
№178, (2011)Section
Панорама «Дня»