Перейти к основному содержанию

Понравилось все, кроме Конституции

14 ноября, 00:00

Отметил европейское качество запорожского автомобиля и высказал уверенность, что на «Таврию» будет покупательский спрос: просто у нее не было сформированного имиджа и достойного сервисного обслуживания на всей территории Украины.

По итогам 10 месяцев «Запорожье — единственный регион в Украине, где не допущен спад производства». В актив новой команды назначенного весной главы облгосадминистрации Владимира Куратченко зачислены и ликвидация задолженности по зарплате учителей и врачей, по выплате пенсий.

Президент говорил об отсутствии необходимой нормативной законодательной базы, никудышнюю законотворческую активность парламентариев, которые зачастую видят в президентских указах вмешательство в их деятельность и посягательство на их право. «А кто им дал это право? Сами взяли за одну ночь? Я был и тогда, и сегодня против принятия Конституции парламентом. Парламентарии принимают Конституцию под себя»...

Президент готов дать свое согласие любой фракции Верховной Рады на формирование правительства, если у нее будет парламентское большинство. Но такого большинства нет. Тем не менее Леонид Кучма не намерен при его президентском правлении брать на себя всю ответственность в законодательном плане и не готовит никаких актов об освобождении парламентариев от их деятельности.

Он не согласен с утверждениями, что идет на поводу у МВФ: «Экономическая ситуация требует дополнительных поступлений. Самый дешевый кредит — это кредит МВФ и Мирового банка. И самые дорогие, невыгодные ни с какой точки зрения — это кредиты, которые мы набрали под ценные бумаги и облигации». Что же касается повышения или неповышения оплаты за коммунальные услуги, то это — компетенция местных властей.

КОММЕНТАРИЙ

В высказываниях Президента в Запорожье прозвучало два новых мотива и один старый. Начнем со старого. По сообщению агентства Интерфакс-Украина, Кучма снова говорил о референдуме, который избавил бы депутатов от иммунитета. Об опасности отмены иммунитета (который существует даже в развитых странах, где, казалось бы, у оппозиции нет особых причин, чтобы опасаться преследований властей) уже много было сказано. Напомним только, что иммунитет существует и у самого Президента. Интересно, собирается ли он отказаться от него?

Теперь о новом. Во-первых, Кучма говорил о том, что есть вероятность приостановления дальнейшего сотрудничества Украины с МВФ. Еще совсем недавно раздавались бодрые правительственные реляции об успешных переговорах и даже ходили слухи, что МВФ согласился на столь ожидаемую определенными кругами эмиссию. Слова Президента свидетельствуют прежде всего об отстутствии четкой и согласованной линии правительства и Президента на переговорах с МВФ: если окончательного решения еще нет, заявление Кучмы может усугубить наше положение на переговорах, если же решение есть — зачем всем было рассказывать о «значительном прогрессе»?

Во-вторых, и это, пожалуй, главная новость, Президент наконец-то признал, что в организации власти в стране существуют проблемы, и проблемы эти заложены еще на уровне Конституции: «Конструкция власти, заложенная в Конституции предыдущей ВР, не содержит механизмов, которые бы обязывали парламент к формированию большинства». Совершенно справедливое замечание. Правда, вот перекладывание ответственности за Конституцию на парламент — дело сомнительное: все помнят, как и под чьим давлением она принималась. Президент очень точно заметил, что парламент принимал Конституцию «под себя», правда, забыл упомянуть, что предлагаемый им способ принятия путем референдума означает — «под Президента». Что ж до организации власти, то, помнится, кандидат в Президенты Леонид Кучма настаивал на том, что Президент должен сам возглавлять исполнительную власть (правительство). В этом случае никаких проблем с большинством в ВР просто не было бы, потому что от парламента в назначениях-увольнениях в исполнительной власти ничего бы не зависело. Став Президентом, Кучма изменил свою точку зрения и «забыл» о своих предложениях. Именно по настоянию администрации была сохранена сложившаяся еще при Кравчуке структура власти с большими полномочиями и малой ответственностью Президента. Теперь Президент попал в довольно-таки щекотливое положение — после полупартийных выборов в парламенте сформировались «настоящие» (в отличие от предыдущего созыва) фракции, и теперь разговоры о большинстве в нем, в отличие от прошлых лет, реальны и сводятся, по сути, к проблеме организации межфракционных переговоров и формированию общей коалиционной платформы. Такая ситуация позволяет советникам Президента предложить ему новый ход в игре с перекладыванием ответственности на парламент — все плохо, потому что нет большинства. Но большинства «просто так» не бывает, оно формируется только в том случае, если отвечает за правительство, это может быть тогда, когда ВР сможет не только отправлять КМ в отставку, но и назначать его. Поэтому, заговорив о Конституции, Президент скоро вынужден будет дать ответ — в чем состоит его выбор: либо он останется с функциями главы государства и в формировании Кабинета будет участвовать формально, либо сам возглавит Кабинет и избавит депутатов от головной боли с «проблемой большинства».

Владимир ЗОЛОТОРЕВ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать