Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

После львовского эксперимента семейная медицина

получила официальный статус
08 ноября, 00:00

Семейный врач на Львовщине — уже не новость, как это было, скажем, в конце 80-х годов прошлого века. Тогда впервые в Украине именно здесь, во Львовской области, было положено начало эксперименту по внедрению в повседневную врачебную практику семейной медицины. Первые ее, так сказать, шаги были осторожными. Потому что и опыта в этом новом деле катастрофически не хватало, да и значительная часть здешнего медицинского общества с большим скепсисом относилась к возрождению хорошо забытого института «земского врача». Но шли годы, эксперимент понемногу внедрялся в жизнь, пока его уже на официальном уровне не признали заслуживающим на массовое внедрение по всей Украине. Через 12 лет после начала львовского эксперимента семейная медицина в нашем государстве получила официальный статус. Даже постановление украинского правительства было принято на этот счет — «О комплексных мерах относительно внедрения семейной медицины в систему здравоохранения». Но и сегодня семейный врач, к сожалению, еще не стал фигурой номер один в системе первичной медицинской помощи. Даже на Львовщине, так сказать, колыбели семейной медицины, она сейчас еще не стала массовым явлением. Сегодня здесь действуют 14 амбулаторий семейной медицины и 13 ее отделений, а штат семейных врачей состоит из 160 человек. Это, конечно, больше, чем в некоторых других регионах Украины, но все равно, не принимая во внимание ее явные преимущества перед традиционной терапевтической и педиатрической медицинской помощью, по-видимому, маловато. Так почему же, несмотря на то, что во всех отношениях семейный врач имеет конкретные преимущества, он еще так неуверенно прокладывает себе дорогу в наши дома?

МАСТЕР ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ

Главный врач первой городской клинической больницы Львова Джемма Джафарова говорит, что на первых порах, когда семейная медицина во Львове только зарождалась, она не была ее пылкой защитницей. Мешал, наверное, консерватизм мышления: тяжело было себе представить в лице одного семейного врача терапевта и педиатра, а еще немного хирурга, окулиста и лора. Но переворот в ее сознании произошел после того, когда она побывала в Лондоне, где смогла подробно вникнуть в практическую работу одной из тамошних амбулаторий семейной медицины. А впоследствии, в 1994 году, она первой во Львове и Украине открыла амбулаторию семейного врача в общежитии завода железобетонных изделий. Таким образом, местным жителям уже не нужно было тратить время на дорогу в поликлинику: медицинская помощь стала оказываться вблизи их домов. И это также один из плюсов семейной медицины, утверждает она. Между прочим, сегодня из 96 терапевтов и педиатров первой городской клинической больницы 45 работают семейными врачами. Теперь, по ее словам, можно смело утверждать, что семейная медицина имеет значительные количественные и качественные преимущества над традиционной участковой врачебной службой.

Во-первых, она более доступна для населения — за год в амбулатории семейного врача в среднем оказывается неотложная помощь 2000—2500 пациентам. То есть во столько раз отпадает необходимость в вызовах скорой помощи.

Во-вторых, если терапевт или педиатр устанавливает 40—60 диагнозов, то семейный врач — 180—200. Иначе говоря, семейная медицина оказывает людям более квалифицированную помощь и значительно уменьшает количество их обращений к узким специалистам.

И, наконец, она экономически более выгодна, чем традиционная: за счет уменьшения числа направлений на анализы, консультации и госпитализацию — соответственно в три и два раза, еще в два раза — за счет сети так называемых домашних стационаров.

Еще очень важным и полезным является то, что семейный врач выполняет значительно больший объем профилактической работы, лучше проводит диспансеризацию и вакцинацию людей, все виды профилактических осмотров, включая обследование беременных женщин. За семейными врачами, хорошо знающими социальное и экономическое положение своих подопечных, не последнее слово в таком деликатном деле как планирование семьи, и нередко они предотвращают нежелательную беременность среди девочек-подростков.

— Чрезвычайно важным в работе семейного врача, — продолжает Джемма Джафарова, есть и то, что зная всех членов семьи, — от самого старого до самого младшего — он в состоянии тщательно отследить течение той или иной болезни, в том числе наследственной.

По данным львовского областного управления здравоохранения, благодаря семейным врачам количество обращений к специалистам узкого медицинского профиля уменьшилось на 20 процентов, в скорую помощь — на 30 процентов, а уровень госпитализации снизился на 20 процентов. Только за один год все это сэкономило здравоохранению только одного Львова около 1,5 млн. гривень.

— Но семейный врач, к сожалению, еще не стал у нас полновластным медицинским хозяином в области первичной медицинской помощи, — рассказывает Джемма Джафарова. — Почему? На мой взгляд, и до сих пор дает о себе знать инерция мышления. Скажем, во Львовском медицинском университете, насколько мне известно, только девять «интернов» получают профессию семейного врача. А чтобы терапевту или педиатру переквалифицироваться на него, необходимо шесть месяцев провести на курсах с отрывом от работы. Возможно, переподготовку целесообразнее было бы сделать заочной или поэтапной. В конечном счете, что мешает готовить семейного врача, как говорится, с ноля, в том же медуниверситете? Думаю, немаловажным есть и то, что амбулатории семейной медицины ощущают хроническую нехватку средств на приобретение оборудования, а семейный врач, смешно сказать, получает сегодня аж на 12 гривен больше, чем обычный...

Наверное, добавлю от себя, ничего странного относительно последнего нет, поскольку наша медицина получает из бюджета только 30—40 процентов от ее потребностей (но это уже совсем другая тема для разговора). Насколько успешно семейный врач стоит на здравоохранении того или иного своего пациента? Чтобы узнать об этом, мы и посетили одну из четырех амбулаторий семейной медицины первой городской клинической больницы.

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Здесь, на городской окраине, среди современных девятиэтажек и, кстати, на значительном расстоянии от ближайшей поликлиники, нас приветливо встретила заведующая амбулаторией Галина Мартынюк. Происходило это в уютном и опрятном помещении из нескольких комнат, в которых во всем чувствовалась заботливая женская рука. Как рассказала госпожа Галина, каждый из шести семейных врачей отвечает за состояние здоровья 1600 жителей этого микрорайона, в чем им также помогают шесть семейных медсестер, акушерка и лаборантка. Работают практически без выходных, а если кто-то в выходные или праздничные дни не находится на дежурстве, то в случае необходимости в любую минуту дня или ночи может оказать необходимую медицинскую помощь — медперсонал амбулатории также проживает в этом микрорайоне. Так что всех своих пациентов семейный врач знает тут не только в лицо, но и по имени-отчеству, знает, без преувеличения, чем живет и дышит каждая семья.

Что интересно, скорую помощь здесь вызывают в исключительных случаях — нет надобности, потому что семейный врач, как говорится, под боком и всегда может прийти на помощь. Даже в экстремальных ситуациях. Например, однажды трехмесячный младенец захлебнулся молоком из бутылочки — молодая мама сделала в соске слишком большое отверстие. Неизвестно, удалось ли бы спасти ребенка, ожидая, пока приедет карета скорой помощи. А семейный врач сделал все быстро. Не проблема для него приступы почечной или печеночной колики, справляется и с простыми заболеваниями глаз, уха, горла, носа. Словом, в разумных пределах он мастер на все руки, то есть от многих заболеваний. Что, безусловно, вызывает к нему большое доверие. Как-то в амбулаторию пришла 16-летняя девушка... «Сначала она не осмеливалась сказать правду, — вспоминает Галина Мартынюк. — Жаловалась только на периодическую тошноту, частые обмороки. Я сразу заподозрила, что с ней происходит на самом деле. Но, учитывая психологическое состояние девушки, не стала настаивать, чтобы она мне все выложила, как на духу. Около двух часов мы разговаривали «о жизни», а потом девушка призналась, мол, у меня есть перень-сверстник и мы... ну, сами понимаете. Но когда мои родители узнают, что я беременна, то убьют меня. Что было делать? Успокоив будущую маму, я направилась к ее отцу — мать девушки в это время находилась на заработках в Италии. Потом пошла и к родителям парня. Словом, достаточно пикантную ситуацию удалось благополучно уладить, молодые обручились и вскоре родился ребенок...

Семейный врач, как и любой другой, во всем, что касается здоровья человека, духовного и физического, не имеет права на ошибку. Но если эта аксиома в той или иной поликлинике имеет, кажется, несколько виртуальный характер, то в амбулатории семейной медицины первую врачебную заповедь «не навреди», чтят, как «Отче наш». Чтобы убедиться в этом, послушаем мнение по этому поводу нескольких пациентов, которых мы застали в амбулатории. Пенсионерка Ирина Матвеевна, у которой очень часто «скачет» артериальное давление, рассказывает, что дорогу в поликлинику забыла со времени открытия в микрорайоне амбулатории семейного врача. Здесь, по ее словам, она бывает раз в неделю — живет же рядом. Кроме того, врач к ней регулярно домой наведывается, даже без вызова. Иными словами, она, а вместе с ней и работающий муж, дочка с зятем и их сын медицинскую заботу ощущают реально.

— У меня не все в порядке с горлом, — говорит 18-летний студент Игорь. — Иногда болит так, что невозможно терпеть. Поэтому в поликлинику ходил, можно сказать, регулярно. А там — очереди, какая-то неприятная обстановка, врачи все время делают очень озабоченный вид. В нашей же амбулатории доктор не только даст рекомендации относительно лечения, но и посоветует, как его вообще избежать, и что делать, чтобы совсем на плохое здоровье не жаловаться.

40-летнего автослесаря Николая, работающего в мастерской неподалеку от амбутравма руки: он ее сильно порезал на работе. «Можно было бы, конечно, и скорую вызвать, — говорит он, пока ему дезинфицируют и перевязывают бинтом раненую руку. — Но жди, пока она приедет. А амбулатория недалеко, поэтому и быстро сюда прибежал».

А вот 15-летнюю Ульяну в амбулаторию вынудила прийти проблема достаточно интимного характера. Ну, скажем, у девушки не все хорошо с органами внутренней секреции. Но в этом случае ее отсюда не сразу же направили к врачу узкой специальности, а самостоятельно назначили курс необходимого лечения...

Ну просто какая-то идиллия, скажет кто-то, хоть оду пой: больные чуть ли не молятся на своих врачей, а те чуть ли не стали членами их семей и никаких проблем. Они, бесспорно, существуют. И нужного медицинского оборудования маловато, и зарплата такая, что еле хватает на жизнь. Но все равно стремятся доказать: семейная медицина, в системе которой начинает лечение 70—80 процентов пациентов, именно то основное звено, без которого врачебная помощь людям по месту их проживания невозможна. Люди же, кажется, уже настолько к ней по- хорошему привыкли, почувствовав на себе все ее преимущества, что редко когда, кроме, конечно, особых случаев, обращаются за помощью к другим врачам.

— Как-то в нашей амбулатории в рамках обмена в течение недели врачебную практику проводил американский доктор, — опять вспоминает Галина Мартынюк. — Первые два дня к нему было не пробиться: а как же, «американское светило»... Однако остальные дни американец откровенно бездельничал — посетителей на прием к нему не было. Потом я спрашивала людей, мол, почему перестали ходить к американцу? И вот что они мне отвечали: да, он тщательно их осматривал, внимательно выслушивал и назначал курс лечения, но делал это как-то стерильно, словно робот, не ощущая, что перед ним живые люди...

АМЕРИКАНЦЫ НАМ ПОМОГУТ?

Вот кому однако повезло с американской помощью, так это коллективу амбулатории семейной медицины села Зиболки Жовкивского района. В рамках партнерского соглашения с департаментом здравоохранения города Кливленда и Львовским областным управлением здравоохранения и при финансовом содействии Американского международного союза здравоохранения сюда доставлено самое современное медицинское оборудование стоимостью 100 тысяч гривен. Сегодня медицинскому оборудованию этой сельской амбулатории может позавидовать врач даже городского медицинского заведения. Здесь есть кардиограф, электрокоагулятор для остановки кровотечения, глюкометр для экспресс-анализа сахара в крови, офтальмоскоп и еще многое необходимое для работы. Что не менее важно, семейный врач никогда здесь не идет к больному с пустыми руками. В его рабочем саквояже всегда в наличии тонометр, отоскоп, портативный ингалятор, малый хирургический набор и медикаменты для неотложной помощи.

— Когда мы приходим к кому-то из пациентов, а их у нас в семи селах и на двух хуторах более трех тысяч человек, — рассказывает заведующий амбулатории и одновременно семейный врач Ярослав Парамуд, — то лечим не только больного, но и интересуемся состоянием здоровья всех членов его семьи...

— Это позволяет обнаружить болезни на ранних стадиях, — вступает в разговор главный врач Жовкивского района Вячеслав Верес, вместе с которым мы приехали в Зиболки, — или даже предотвратить их, уменьшить частоту обострений хронических болезней. Кроме этого, сельскому семейному врачу достаточно часто приходится решать вопросы «малой» хирургии, дерматологии и психиатрии, офтальмологии, родовспоможения и, конечно, терапии и педиатрии.

О том, что два семейных врача и пять медицинских сестер работают в Зиболках старательно и эффективно, свидетельствуют хотя бы такие факты: уровень госпитализации здесь составляет 2,9 человека на 100 жителей, тогда как районный показатель — 13,3. Что касается количества вызовов скорой помощи, то в этом селе ежегодно ее услугами пользуется 60 человек, тогда как по району эта цифра достигает 170 на 1000 человек, то есть только на вызовах скорой коллектив амбулатории экономит бюджету около шести тысяч гривен в год.

Так почему же на селе (как, в конечном счете, и в городе) семейная медицина продолжает оставаться не в почете у официальных властей? Скажем, в том же Жовкивском районе всего две амбулатории семейной медицины, а в целом по районам области их можно пересчитать по пальцам одной руки. Вячеслав Верес, например, считает, что семейная медицина на селе не развивается из-за абсолютного отсутствия инвестиций.

— Подсчитано, что только на оборудование одной сельской амбулатории семейной медицины необходимо около 30 тысяч гривен. Но где же взять средства? Ждать и надеяться, что американцы опять нам помогут?.. — спрашивает он.

Красноречиво и метко охарактеризовал сегодняшнее состояние семейной медицины председатель профильного комитета здравоохранения Верховной Рады Украины, член-корреспондент академии медицинских наук Николай Полищук: «Семейный врач отвечает за состояние здоровья 2000 пациентов на своем участке. За это государство платит ему 2000 гривен. В год...»

Комментарии нужны?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать