После премиксов и гудронов — техногенная катастрофа. Тенденция?
Президент Виктор Ющенко на ликвидацию последствий техногенной катастрофы на Львовщине дал Кабинету Министров 10 дней. И уже вчера вице-премьер-министр Украины Александр Кузьмук заявил о том, что последствия аварии поезда на Львовской железной дороге, который перевозил фосфор, практически локализованы, опасности для здоровья людей, а также угрозы окружающей среде нет, сообщает УНИАН со ссылкой на начальника пресс- центра Главного управления МЧС во Львовской области Павла Василенко. В военно-клиническом центре Минобороны Украины в Западном регионе по состоянию на вчерашний вечер пребывало 15 пострадавших от разлива фосфора. Чтобы отработать окончательное решение по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, 18 июля в Украину должны приехать представители предприятия- производителя желтого фосфора из Республики Казахстан. Напомним, что цистерны с токсическими веществами — всего в составе было 58 вагонов — следовали от станции Аса (Джамбул, Казахстан) до станции Оклеса (Республика Польша).
КТО БУДЕТ КРАЙНИМ?
По данным аналитического мониторинга, обнародованного вчера в Минприроды, в атмосферном воздухе населенных пунктов сел Ангеливка и Лесное обнаружены фосфорные антигидриды концентрацией 3,5 мг/м3 (при норме 0,15 мг/м3) — что в более чем десять раз превышает норму. Если начальный вред для окружающей среды и здоровья можно определить, то для определения окончательного, так же, как и в Чернобыльской зоне, понадобится не месяц, а может, и годы, сообщили «Дню» в пресс-службе Минприроды. Выводы для чиновников очевидны: необходимо усилить контроль за перевозкой опасных веществ, усилить контроль за неподвижным составом и тем оборудованием, которое перевозится, во избежание подобных ситуаций.
По факту катастрофы 16 июля Прокуратура Львовской области возбудила уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 276 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что нанесло большой материальный вред).
Как «Дню» сообщила пресс-секретарь прокурора Львовской области Марьяна Гайовская, выдвинуты следующие версии: авария произошла вследствие неправильных действий работников локомотивной бригады; вследствие несоблюдения установленных правил безопасности при загрузке опасного груза — «желтого фосфора» в цистерны; вследствие неподобающего состояния пути на предоставленном железнодорожном перегоне; вследствие вмешательства посторонних лиц.
В интервью «5 каналу» Николай Рудьковский, министр транспорта и связи, заявил: «После того как будут установлены результаты технической экспертизы — можно будет говорить о вопросе ответственности. Если будет виновна украинская сторона, то будет отвечать украинская сторона. Если будут виновны те, кто осуществлял загрузку или перевозку химического вещества не при тех технических условиях, они будут нести юридическую ответственность».
ПРИЗНАЮТ ЛИ ЛЬВОВЩИНУ ЗОНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ?
Многие ученые утверждают, что последствия катастрофы преувеличены, что фосфор используют как удобрение. В то же время, смертельная доза белого фосфора для взрослого мужчины составляет 0,05—0,1 г. Валерий Станкевич из Института гигиены и медицинской экологии имени О.М. Марзеева Академии медицинских наук Украины не соглашается с учеными, которые преуменьшают последствия: «Те, кто так говорит, пусть поедут и примут участие в ликвидации аварии. Желтый фосфор — это вещество первого класса опасности по токсичности, которое прежде всего поражает костную систему, выпадают зубы, деформируются челюсти. Костная система деформируется при хроническом отравлении, а при остром страдают верхние дыхательные пути».
Пока вопрос о предоставлении пострадавшим территориям статуса зоны экологического бедствия не рассматривается. Пресс-секретарь МЧС во Львовской области Павел Василенко так сказал по этому поводу: «Решение должна принять Комиссия, которую возглавляет вице- премьер-министр и которой президент дал 10-дневной срок на ликвидацию последствий. Поэтому после этого можно будет говорить о решении. Но эта катастрофа останется на региональном уровне, потому что выхода за пределы области не было».
В то же время, Дмитрий Скрильников из общественной экологической организации «Бюро экологических расследований» считает, что есть основания для рассмотрения вопроса о «предоставлении статуса «зоны чрезвычайной экологической ситуации». Признание территории такой зоной будет способствовать тому, что жители получат адекватные компенсации и эта территория будет не забыта государством.
Катастрофа на Львовщине — это, конечно, не второй Чернобыль. Однако после нелегального ввоза под прикрытием высокопоставленных чиновников 1500 тонн токсичного премикса на Закарпатье, 25 тысяч тонн опасных гудронов на Львовщину, когда не были найдены виновные, и «фосфорной» катастрофы возникает вопрос: зачем нам такая бездарная власть, которая от выборов до выборов раскидывается лозунгами, а навести порядок и обеспечить право украинцам на чистую окружающую среду уже 17 лет никак не может.
СПРАВКА «УКРЖЕЛДОРТРАНСА»
Желтый фосфор — очень ядовитое, пожароопасное кристаллическое вещество от светло-желтого до темно-бурого цвета. Удельный вес 1,83 г/см3, плавится при +440С, кипит при +2800С. В воде не растворяется, на воздухе легко окисляется и самовозгорается. Горит с выделением густого белого дыма. Фосфор, который загорается, легко тушится водой. Для предотвращения самовоспламенения желтый фосфор хранится и перевозится под слоем воды (раствора хлорид кальция).
Желтый фосфор перевозится в особых цистернах без нижнего сливного устройства (модели 15-1412 и 15-1525). Котел таких цистерн красится в желтый цвет, на котле наносится надпись «Желтый фосфор». Вдоль котла с обеих сторон наносится красная полоса шириной 500 мм. Днища котла цистерны и раму красят в соответствии с п. 1.4.15 этих Правил. С целью предотвращения случайного использования такой цистерны не по назначению люк цистерны закрывается предохранительным кожухом по листовому железу, который с двух противоположных сторон имеет приспособление для навешивания замка и пломбы, ключи от замков хранятся у отправителя и получателя фосфора. К кожуху прикрепляется хорошо заметная металлическая пластинка с надписью: «Кожух позволяется открывать только отправителю или получателю».
После заполнения цистерны фосфором отправитель обязан налить в цистерну воду высотой слоя 30 см; при отправлении фосфора в районы с температурой выше 400С слой воды увеличивается до 60 см. По окончании заполнения, цистерну осматривает представитель отправителя, после чего наливной штуцер заглушается фланцем, люк закрывается предохранительным кожухом, на который навешиваются замки и пломбы.
КСТАТИ
Львовщина не была бы Львовщиной, если бы вся ситуация вокруг аварии грузового поезда не политизировалась. Сразу же общественность начали забрасывать партийными обращениями. Каждая партия «садится на своего конька». Львовская организация Партии регионов считает, что в данной ситуации выборы можно и перенести, а все усилия сконцентрировать на деятельности по преодолению последствий аварии. Народная Партия требует адекватно оценить деятельность чиновников, которые должны понести ответственность за состояние дел в транспортной отрасли и безопасность наших граждан. ЛОО ПО «Свобода» предлагает своих волонтеров для помощи, и, в частности, потому, что в зоне катастрофы нет надлежащего порядка — сегодня туда может попасть любой, от журналистов до обычных людей, которые проявляют интерес. Львовская Краевая организация НРУ требует немедленной отставки министра транспорта и связи Н. Рудьковского и считает эту техногенную катастрофу еще одним провалом правительства Януковича.
Исполняющий же обязанности председателя Львовского областного совета Николай Горинь, который всегда выделялся исключительной мудростью и сдержанностью, комментирует эту ситуацию так:
— Немало депутатов сегодня настаивают на созыве внеочередной сессии областного совета. Однако я не вижу для этого оснований. Сессия, конечно, захочет заслушать первых лиц, чтобы получить полную характеристику ситуации, однако отвлекать ответственных людей от выполнения ими оперативной работы сейчас считаю нецелесообразным. А на происходящее в медийном пространстве, можно сказать: на этой человеческой беде не стоит строить свое успешное политическое будущее.
То, что мы сделали, так это созвали президиум областного совета и, отметив оперативность проведенных работ по преодолению последствий катастрофы, обязали областной штаб по ликвидации последствий экологической катастрофы регулярно, через средства массовой информации, сообщать населению о ситуации в зоне аварии, последствиях влияния экологической катастрофы и правилах безопасного поведения граждан, которые находятся на данной территории; постоянной комиссии по вопросам экологии, природным ресурсам и рекреации при участии представителей политических фракций Львовского областного совета (по согласию) выехать на место аварии, изучить ситуацию и подать предложения об участии областного совета в ликвидации последствий аварии, защите населения и территорий, в частности растительного, животного мира и других природных объектов в зоне экологического бедствия.
...А пока партии «чубятся», 130 служащих МЧС посменно, работая по 30 минут, засыпают фосфор песком и другими средствами. Вследствие этого образуется соответствующая смесь, потом эту смесь будут собирать в специальные контейнеры и вывозить на место утилизации…
Выпуск газеты №:
№117, (2007)Section
Панорама «Дня»