Перейти к основному содержанию

Последний день ультиматума

Завтра станет известно, прислушивается ли Иран к «безъядерным» требованиям
26 апреля, 18:50
ПРЕЗИДЕНТ МАХМУД АХМАДИНЕДЖАД / ФОТО РЕЙТЕР

Завтра проходит срок действия ультиматума Совета Безопасности ООН, обязывающий Иран прекратить ядерные исследования. Месяц назад этот орган поручил МАГАТЕ представить до 28 апреля доклад по иранской ядерной программе. На сегодняшний день совершенно не похоже, что Иран откажется от своих намерений развивать свою программу. Об этом заявляет как президент Махмуд Ахмадинеджад, так и верховный лидер Ирана Али Хаменеи. Последний к тому же заявил, что его страна готова поделиться ядерными технологиями с другими странами.

На Западе не верят, что иранская ядерная программа будет ограничиваться только обогащением урана для изготовления топлива для атомных электростанций. Поэтому западные дипломаты четко высказывают предостережение, что под прикрытием мирной программы Иран на самом деле намерен создать атомную бомбу. В связи с этим США однозначно заявляют о готовности нанести ядерный удар по иранским объектам, имеющим отношение к ядерной программе, в случае невыполнения официальным Тегераном ультиматума Совета Безопасности ООН.

США вместе с Великобританией и Францией являются инициаторами принятия санкций против Ирана, если тот будет продолжать ядерную программу. Россия и Китай, для которых Иран является важным торговым партнером, выступают за политико-дипломатическое решение иранского ядерного кризиса без применения экономических санкций.

Существуют ли какие-то дипломатические или политические рычаги для того, чтобы заставить Иран отказаться от ядерной программы? Ответ на этот вопрос ищут политики и дипломаты ведущих стран мира. Довольно интересный вариант решения иранского кризиса предложил британский Центр внешней политики, который подготовил специальное исследование: «Понимание Ирана: народ, политика и власть». В Центре считают, что их труд поможет официальному Лондону успешно проводить политику на Ближнем Востоке, заключающуюся в налаживании сотрудничества с арабскими странами и распространении демократии.

В исследовании отмечается, что вероятность вооруженного конфликта с США только поможет Ахмадинеджаду сосредоточить власть в своих руках. Американские вооруженные силы и так уже истощены. К тому же иранский режим имеет козырную карту в Ираке, в парламенте которого большинство мандатов получила на выборах идейно близкая Тегерану община шиитов. Поэтому в краткосрочной перспективе изменить поведение Ирана могут только серьезные усилия США по налаживанию сотрудничества с нынешним иранским руководством. Авторы отмечают, что сотрудничество не означает примирения, как и переговоры с иранским руководством — индифферентность относительно нарушения Тегераном прав человека.

Учитывая сложную политическую ситуацию в Иране, вряд ли можно ожидать, что Тегеран и Вашингтон достигнут согласия. Впрочем, отмечают авторы, политика «кнута и пряника» остается единственным действенным вариантом в случае, если «пряник» будет таким же большим, как и «кнут». В Центре считают, что США следует признать за Ираном законные опасения относительно собственной безопасности. Соседний Пакистан, Индия и Израиль имеют в своем арсенале ядерное оружие, и потому необходимо найти определенный механизм — систему национальной безопасности, которая убедила бы Иран в том, что наличие ядерного оружия не является столь важным для его безопасности. Первым шагом президента США Джорджа Буша должна стать инициатива о создании организации региональной безопасности на Ближнем Востоке, включающей Иран. Подобно ОБСЕ, которая была создана в Европе в годы холодной войны, новая организация должна начать деятельность с предоставления гарантий безопасности странам Ближнего Востока, а также другим странам, находящимся за пределами этого региона. Иран, который будет чувствовать себя в большей безопасности, создаст лучшие условия для возобновления деятельности прозападного мирного демократического движения в стране.

Авторы считают, что принятие санкций против Ирана, даже в случае запрета экспорта иранской нефти, не сможет подорвать режим. Новая дальновидная и всеохватывающая стратегия уменьшения иранской угрозы международной безопасности должна включать поддержку той части иранского общества, которая также видит угрозу в авантюристической политике своего правительства. Опасные внешнеполитические инициативы, обанкротившаяся политика Ахмадинеджада внутри страны расширяют количество критически настроенных по отношению к власти иранцев. Такое развитие событий создает благоприятные возможности для Запада. Таким образом, считают британские исследователи, США следует воспользоваться преимуществами нынешнего политического климата для маргинализации Ахмадинеджада.

Иран обосновывает право на овладение ядерной технологией следующими стратегическими соображениями: США вторглись в Ирак, убедившись в том, что Багдад не имеет ядерного оружия; США не напали на Северную Корею в связи с тем, что та владеет ядерным оружием. Недостаток этой логики, отмечают авторы, может быть устранен, если президент Дж. Буш пообещает, что США никогда не будут нападать на безъядерный Иран. В то же время Вашингтон должен подчеркивать, что приобретение Ираном возможностей создания ядерного оружия фактически увеличивает вероятность военной конфронтации с США. Запад должен напомнить консерваторам и реформаторам, что ядерный Иран положит начало гонке ядерных вооружений в регионе, поскольку Египет и Саудовская Аравия будут пытаться быстро разработать собственные арсеналы. Свое исследование авторы завершают мыслью, что в отношениях с Ираном международное сообщество должно следовать политике, предложенной советником американского президента Залмаем Халилзаде, который сейчас является послом США в Ираке. По его словам, «политика двойного курса» основывается на моральной четкости: заявляйте миру конкретно о том, что является разрушительным и неприемлемым в поведении Ирана и в то же время излагайте позитивное видение партнерства и поддержки иранского народа».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать