Перейти к основному содержанию

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН УКРАИНСКОГО БАЛЕТА

07 апреля, 00:00

Сегодня девять дней как ушел из жизни выдающийся мастер, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии нынешнего года, главный балетмейстер Национальной оперы Украины Анатолий Шекера.

...В советское время ему выкручивали руки идеологические оковы, а с приходом перестройки и демократии появилось другое оружие — безденежье, когда на новые постановки в смете государственного театра не закладывалось ни копейки. Но именно с именем Анатолия Шекеры связано становление украинской хореографической школы, ее выход на международные просторы. За свои 64 года жизни он поставил более 40 балетов. Критики называли хореографа монументалистом за точность и образность лепки в пластике, раскрытии драматургии произведений, оригинальной танцевальной трактовки. «Жемчужинами» творческого наследия мастера стали постановки балетов «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Спартак», которые не сходят со сцены Национальной оперы уже несколько десятилетий. Спектакли «Ольга» и «Прометей» создавались командой его единомышленников: композитором Евгением Станковичем, художником Федором Ниродом и дирижером Стефаном Турчаком. В его постановках раскрылись артисты, впоследствии ставшие не только нашей национальной гордостью, но и примами и премьерами ведущих театров Европы и Америки.

Сообщение о внезапной смерти Анатолия Шекеры стало громом среди ясного неба. Хотя последние полгода болезни донимали его (только три воспаления легких чего стоят!). Почти месяц я его по телефону уговаривала об интервью. Анатолий Федорович не отказывал, но предлагал провести нашу встречу в оперном театре, с которым у него связано сорок четыре года жизни, как только он приступит к работе после болезни. Он искренне радовался, что его труд оценен. Называл Шевченковскую премию стимулом к быстрому возвращению в строй. Хотел сделать новые редакции «Раймонды», «Ольги» и «Распутина». Поставить балет на библейский сюжет «Потерянный рай», о том, что когда человек теряет веру, то он умирает. Артисты с нетерпением ожидали начала репетиций...

Валентина Калиновская , «правая рука» Шекеры, народная артистка, директор балетной труппы Национальной оперы Украины была первой исполнительницей партии Махмене в «Легенде о любви» — дебютном спектакле Анатолия Федоровича. После их совместного триумфа о нем стали говорить как о перспективном хореографе, а о ней, как балерине, которой подвластна классика и модерн.

— Он приехал к нам из Львова по приглашению Вронского на должность второго балетмейстера, — вспоминает далекий 1966 год Валентина Федоровна. — Вначале мне он показался стеснительным, застенчивым и замкнутым молодым человеком. Первое впечатление оказалось ошибочным. Он просто присматривался к коллективу. Его вариант постановки «Легенды...», когда классика соединяется с современной хореографией, стал для нас откровением. Так вдохновенно, заразительно работал. Придумывал необычные «па», положения. Не чурался мелочей, выстраивая каждую роль, находя и раскрывая в нас тот актерский потенциал, о существовании которого мы сами порой не догадывались. Более того, Анатолий Федорович оказался интересным, компанейским с прекрасным чувством юмора человеком. Он умел слушать, но и также настоять на своем, если считал себя правым, и от этого спектакль только становился лучше. Даже обращаясь к произведениям, поставленным ранее, он находил неожиданные решения, свои краски и оттенки.

Мы недавно вернулись из гастролей по странам Западной Европы. Спектакль «Спартак» везде шел с аншлагами. Занавес поднимали по несколько раз. Публика буквально неистовствовала от восторга. Иностранные директоры театров не верили, что это у нас работа-долгожитель. Так свежо, глубинно раскрыто произведение.

Президент Украинской академии танца Юрий Станишевский с Анатолием Шекерой познакомились еще в студенческие годы, когда учились в ГИТИСе. Там и подружились. Затем вместе преподавали в академии. Юрий Александрович написал несколько книг, в которых анализировал работы Анатолия Федоровича.

В огромном наследии Анатолия Федоровича балет «Ромео и Джульетта» — вершина современной хореографии. К произведению Сергея Прокофьева обращались многие: Лавровский, Кранко, Нуриев, Григорович, но только балетмейстерская работа Шекеры названа лучшей в мире. Она награждена золотой медалью ЮНЕСКО.

— Такого масштаба балетмейстеров как Шекера — всего раз- другой и обчелся, — утверждает Ю. Станишевский. — Он стоит в одном ряду с Джоном Кранко и Юрием Григоровичем — самыми значительными современными хореографами. Последние 30—40 лет режиссеры предпочитают ставить одноактные балеты, с минимумом исполнителей, так как не умеют выстроить мизансцены, наполнить содержанием кордебалет.

Директор театра Петр Чуприна

вспомнил давнишнее событие, когда они вместе с Анатолием Федоровичем были в составе комиссии по поводу увольнения одного мастера. Именно тогда, на собрании, когда все уже шло к печальному финалу, выступил Шекера и заявил, что его профессия — созидать, а не убивать. И в этом весь он. По тем временам это был поступок с большой буквы, который мог повлечь за собой массу неприятностей для балетмейстера.

С Элеонорой Михайловной , профессором Украинской академии танца, вдовой Анатолия Федоровича, мы сидим в его рабочем кабинете в театре Национальной оперы. Все осталось на тех же местах и кажется, что хозяин просто вышел ненадолго. У Элеоноры Михайловны в глазах стоят слезы, но она старается сдерживаться, считает, что теперь ей нужно быть сильной и продолжить то, что не успел сделать ее муж.

— В первую очередь, по его записям хочу изменить дуэты в балете «Раймонда». У супруга артистов-любимчиков не было. Он относился ко всем одинаково ровно. Просто иногда видел исполнителей с неожиданной стороны, приводя в недоумение своим выбором. Относился к своим артистам как к детям, прекрасно понимая, как ранимы творческие личности.

Они прожили 35 лет в счастливом браке. Их встреча произошла во Львовском оперном театре, но стрела Амура пронзила лишь через несколько лет уже в Киеве, когда Элеонора Михайловна зашла на репетицию и увидела лицо Шекеры, поразившее ее: огромные голубые глаза, облик чем-то напоминающий Христа.

— Каждый раз балеты рождались у него по разному, но чаще всего по ночам, когда никто не мешал, — с грустью говорит Элеонора Михайловна, — любой посторонний звук его выводил из себя. Перед каждым открытием сезона уже много лет коллеги повторяют его фразу, которую он сказал как-то на сборе труппы, когда начальство потребовало от Шекеры произнести напутственную речь. Он минуту подумал и сказал: «С приступлением к работе!».

Анатолий Федорович, готовясь к новой постановке, читал массу литературы, о каждом произведении знал так много, что мог написать диссертацию. Для него никогда не было проблемы сочинить танец. Прежде, чем начинать работать, он задавал себе вопрос: зачем ставить произведение именно сейчас? Он всегда работал с замечательной музыкой. Например, в балете «Ромео и Джульетта» использована авторская партитура Прокофьева, которую специально привез из-за границы Рождественский. Даже в Большом театре оркестровка была сделана с купюрами. Может быть поэтому в его спектаклях очень зримая музыка. Покойный дирижер Рябов говорил, что Шекера единственный балетмейстер в его жизни, который на равных читает партитуру. Для него не было любимых балетов. Как только он заканчивал работу — полностью терял к ней интерес. Старался даже не смотреть, чтобы лексика не сидела в голове. Я много сделала вводов в его «Болеро». Лет пять не могла его уговорить посмотреть хотя бы на исполнительницу Светлану Приходько — дивную, как лебедицу. И когда все- таки посмотрел, подошел к балерине со словами: «С ненавистью — отлично, любви — никакой!». Потом поворачивается ко мне и продолжает: «Ты знаешь, очень даже приличный балет я сделал».

Многие считали Анатолия Федоровича «голубых кровей». Ведь по паспорту он записан Шикеро. «Ничего французского в его фамилии нет, — утверждает Элеонора Михайловна. — Просто, когда выписывали паспорт, сделали описку. Все как-то руки не доходили исправить. Зато на афишах он всегда требовал, чтобы писали: «Анатолий Шекера» — фамилия его отца и прадеда. Она типично украинская. На Полтавщине есть село Пидлуки, откуда идет их род. Во Владивостоке родители Анатолия оказались, убегая от голода 33-го года. Отец был моряком — механиком дальневосточного судна. Мама до сих пор жива и очень тяжело перенесла известие о смерти сына».

«Бог дает человеку много талантов и Анатолий Федорович один из тех, кто использовал свой дар!» — так считает отец Петр, священник Михайловского монастыря , который отпевал Шекеру. Именно к нему в самые тяжелые минуты приходил успокоить душу, укрепиться в вере Анатолий Федорович. Сегодня многие зажгут свечи за упокой души патриарха украинского балета. А на свежий холмик на Байковом кладбище принесут цветы. ***

17 мая Анатолию Шекере исполнилось бы 65 лет. По просьбе его вдовы артисты балета Национальной оперы Украины покажут спектакль «Спартак». Ведь пока будут идти его произведения, мастер останется в памяти потомков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать