Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Право на свободу...

Почему для Украины важно, чтобы в России выполнялась 31 статья конституции
01 июня, 20:13
31 МАЯ, МОСКВА / ФОТО РЕЙТЕР

Вчера перед посольством Российской Федерации в Украине состоялась акция в поддержку свободы собраний в соседней стране. Плакатами с надписями «За нашу и вашу свободу» и «Статья 31: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» украинцы демонстрируют свою солидарность с участниками движения «31 статья». Каждый месяц, в котором есть 31-е число, активисты движения выступают в больших городах России за реализацию своих конституционных прав.

В ходе позавчерашних протестов московская милиция задержала 170 оппозиционеров во время митинга на Триумфальной площади. Как сообщает «Эхо Москвы», милиция действовала очень жестко: пришедших на митинг валили на землю, избивали и заталкивали в милицейские автобусы. Среди задержанных оказалась главный редактор журнала «Нью Таймс» Евгения Альбац. Через несколько минут Альбац отпустили. Среди задержанных остался, по ее сведениям, сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин. Кроме того, милиция Санкт-Петербурга в понедельник задержала 60 человек на Невском проспекте во время акции оппозиции.

В частности, одна из активисток движения «Солидарность» Анастасия Рыбаченко утверждает, что ее не выпускают из-за отказа сотрудничать со следствием — лишь с третьей попытки ей удалось подать жалобу на действия сотрудников правоохранительных органов. При этом Рыбаченко говорит, что во время акции никаких лозунгов не скандировала, просто наблюдала за происходящим. По официальным данным ГУВД, за участие в несанкционированной акции составлено 150 протоколов.

В Ростове-на-Дону, где вчера проходил саммит «Россия — ЕС», собралось полтора-два десятка «несогласных» со значками с числом «31» и плакатами, и милиция их не трогала. Лидер местного отделения Объединённого гражданского фронта Борис Батый связывает это с саммитом. «У нас в Ростове задерживают по надуманным обвинениям, сажают на сутки, а вот в этот раз власти ума хватило этого не делать», — сказал он Би-Би-Си.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин назвал действия милиции «неправомерными» — он обещает подготовить специальный доклад по этому поводу.

Администрация США также выразила сожаление в связи с арестами во время «мирных протестов» граждан, «выступавших в поддержку 31-ой статьи Конституции» России в Москве и Санкт-Петербурге. В официальном заявлении представителя Совета национальной безопасности США Майка Хаммера говорится, что поступающие сообщения об избиении протестующих представителями органов правопорядка, жестоком обращении с задержанными и условиях их содержания, «не соответствуют всеобщим нормам, гарантирующим гражданам право на свободу собраний и самовыражения».

Напомним, что накануне музыкант Юрий Шевчук в ходе встречи премьер-министра Владимира Путина с организаторами и участниками благотворительного литературно-музыкального вечера «Маленький принц» поднимал вопрос о том, как власти отреагируют на проведение акции оппозиции в Санкт-Петербурге. Тогда российский премьер ответил: «Все должны действовать в рамках закона. Есть определенные правила, они предусматривают, что такие мероприятия регулируются местными властями. Кроме тех людей, которые выходят на марш согласных или несогласных, есть и другие люди, о правах которых мы не должны забывать». При этом он добавил, что власти не должны этим прикрываться. Позже в эфире радиостанции «Эхо Москвы» пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что не следует рассматривать слова премьера как разрешение выходить на митинги протеста 31 мая. «Путин ничего не разрешал, потому что он не может разрешать, это делают местные власти. Путин сказал, что все должно быть в рамках закона», — заявил Песков.

Но возникает вопрос, почему во многих странах мира статья конституции имеет прямое действие, а в России нет. И почему так жестко Россия зарегламентировала эту конституционную норму, отдав разрешение на откуп местных властей. А те действуют избирательно, зачастую, несмотря на нарушение сроков подачи заявки, дают разрешения своим или «Нашим», а оппозиции — не дают.

Кстати, подобное наблюдается в Иране. В Конституции Исламской Республике Иран, где «свобода собраний и демонстраций без оружия и без нарушений основ ислама» обеспечивается статьей 27. Но мы видели, как иранские силы безопасности беспощадно расправлялись с протестами после президентских выборов в этой стране.

Следует обратить внимание и на то, что в Кремле часто говорят о тесной интеграции России с Евросоюзом, о модернизации страны — но почему-то упор делают на экономические и технологические факторы, а не на европейские ценности: свободу слова, собраний, митингов. Так видит сотрудничество с Брюсселем российский президент Дмитрий Медведев, который в интервью украинским СМИ накануне визита в Украину заявил следующее: «У нас в Российской Федерации, напомню, с Евросоюзом товарооборот 250 млрд. долларов (это серьезная цифра), поэтому мы интегрированы с Европой очень тесным образом».

Очевидно, что Евросоюзу необходимо смотреть на Россию не только как на источник энергоресурсов, но и как на страну, в которой многие хотят жить по европейским нормам и правилам, в условиях нормальной, а не «суверенной», демократии. И поэтому с российским руководством следует больше говорить на тему соблюдения прав человека.

Вчерашняя демонстрация под российским посольством в Киеве демонстрирует, что в Украине есть гражданское общество, которое понимает необходимость для российских граждан главных прав: свободы слова, собраний, митингов. Ибо для всех людей важно, что в стране есть силы, которые действуют по принципу — «поддерживая свободу других, ты поддерживаешь свою свободу». Это и свидетельство того, что общество может открыто обсуждать любые проблемы и принуждать политиков их решать.

КОММЕНТАРИИ

Владимир ЛУПАЦИЙ, директор Центра социологических исследований «София»:

— Методы работы с альтернативными движениями в Российской Федерации ни для кого не являются тайной или новостью. К сожалению, информационное пространство российского телевидения, покрывающее и Украину, не дает адекватного представления о том, что происходит в России. Для большинства наших сограждан, независимо от их политической ориентации, Россия остается неизвестной страной. Доминируют разве что культурные ассоциации и представления из прошлого. Современная политическая и социально-экономическая ситуация в разных регионах России не представлена ни в украинском, ни в российском телепространстве. Часть политически активных граждан в Украине воспринимает ситуацию в России сквозь призму общедемократической солидарности. С другой же стороны, учитывая реинтеграционную доктрину Кремля, общественные организации Украины воспринимают поддержку любых альтернатив российской власти как способ противостояния вышеуказанной доктрине. Но наиболее продуктивная ситуация, по моему мнению, — это предоставление трибуны разным альтернативным движениям, экспертам, политикам, журналистам, на сегодня присутствующим в России. Это будет самым лучшим инструментом в борьбе с организацией межгосударственной коррупции. У общественных деятелей Украины есть основания поддерживать российских коллег исходя из соображений сохранения собственных гражданских и политических прав. Поскольку по прошествии почти ста дней нового Президента и новой власти, гражданский сектор не увидел со стороны власти понятной стратегии построения отношений и коммуникаций между государством и гражданским обществом. Даже если не касаться парламентской сферы, можно сказать, что ключевые вопросы, связанные с доверием к власти, с расширением социальной базы, с легитимацией политического курса власти, до сих пор остаются открытыми и невыясненными. И эти нерешенные вопросы тянутся еще со времен предшественников, формируя системную аномалию политической среды Украины. Независимо от того, какая политическая сила находится у власти, парламент не выполняет функцию представительского органа. Соответственно, все решения и ВРУ, и исполнительных органов не воспринимаются населением как решения, направленные на обеспечение общественных интересов. Это значит, что любая власть, действительно желающая качественных изменений в стране, должна понять, что время для реформ сверху закончилось еще в 2004 году. Никакая реформа не может быть чисто технократической, она должна вызывать понимание в обществе, и если этого нет, перспективы реформ будут очень призрачны. Проблема не в проработке хороших инструментов, а в том, чтобы обеспечить политические и социальные условия для реализации этих реформ.

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор Социологической службы «Украинский барометр»:

— Это вопрос солидарности. Интеллигенция разных стран объединяется ради общей цели. Точно так же, как на территорию Украины заходят пропагандистские структуры Кремля вместе с новыми экономическими хозяевами украинских предприятий, проданными Кабинетом Министров, происходит и обратный процесс — украинская и российская интеллигенция пытаются бороться с проявлениями авторитаризма. Может сейчас, набирающий темпы российский авторитарный режим не так виден, но через год-два, когда Кремль начнет планировать массовые репрессии против демократии от Санкт-Петербурга до Ташкента, интеллигенции и общественности понадобиться опыт, чтобы противостоять этому. Есть надежда, что и российская интеллигенция когда-нибудь поддержит украинцев в борьбе за независимость и демократию, что имело место в 90-х годах. Тем более, Кремль сейчас находиться в достаточно дезориентированном состоянии и считает, что у него все получилось. Они не видят, что, на данный момент, Российская империя не решает даже вторичных задач, требующих действий в средине страны, что уже говорить о деятельности в Украине, Кыргызстане. Это скорее указывает на негативные тенденции, нежели на победу России. Все равно без взаимодействия интеллигенций обоих стран не обойдешься. Из-за мирового кризиса, Кремль чувствует себя сейчас невероятно сильным. Так как никто не занимается авторитарными режимами низшей степени. Мир занят другими вещами. Как только наступит баланс, снова займутся «кремлевской» Россией. Ведь есть и «другая» Россия.

 

Людмила ЖУКОВИЧ, «День»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать