Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Право на выбор

15 марта, 12:02
ФОТО УНИАН

«Церковь может и должна осуждать аборты, но требовать от государственной власти вмешательства в личную жизнь людей — как минимум, ошибка»

В газету «День» поступило открытое письмо общественности к главам Украинской греко-католической и римо-католической церквей в Украине (полностью — на сайте Музея истории женщин, истории женского и гендерного движения http://gender.at.ua) — о. Святославу Шевчуку и о. Мечиславу Мокшицкому, по поводу их призыва к Верховной Раде запретить в Украине аборты.

«Мы... выражаем своё негативное отношение и категорическое несогласие с Вашим призывом к Верховной Раде Украины относительно законодательного запрещения абортов в Украине», — идет речь в письме. Не одобряя искусственного прерывания беременности, представители общественности всё же считают, что «женщины не должны быть лишены права выбора и возможности самой принимать решение относительно своего тела и своей судьбы». Также подписанты, среди которых, — председатель Всеукраинской общественной организации «Центр — Развитие демократии» Элла Ламах, председатель Украинской ассоциации исследователей женской истории Оксана Кись, директор Музея истории женщин, истории женского и гендерного движения Татьяна Исаева, председатель Международного женского правозащитного центра «Ла Страда — Украина» Катерина Левченко, преподаватели и студенты НаУКМА, председатель Благотворительного фонда «Здоровье женщины и планирование семьи» Галина Майструк, кстати, есть и мужчины (всего на вчерашний день подписалось 100 человек, подписи продолжают поступать), — считают, что «запрещение не заставит женщин рожать нежелательных детей — она лишь стремительно увеличит количество нелегальных абортов, подвергая каждый раз большому риску жизнь и здоровье самих женщин». Также активисты убеждены, что «запрещение абортов станет не меньшим, а даже большим злом, чем сам аборт».

В открытом письме руководителям церквей есть такой тезис: «Называя практику прерывания беременности «геноцидом», Вы тем самым возлагаете ответственность за какое-то чуть ли не целеустремленное, умышленное истребление украинцев на тех женщин, которые от отчаяния и безысходности положения (а не ради развлечения или от нечего делать) прибегают к аборту как к крайнему способу. При этом Вы забываете, что не женщины привели страну к такому состоянию, которое можно назвать демографическим кризисом. Потеря населения происходит за счёт высокой смертности и массовой эмиграции граждан и гражданок Украины». Это — реакция на слова о. Святослава Шевчука, опубликованные на сайте «Українська правда», о количестве абортов в Украине: «За 20 лет независимой Украины мы сознательно и добровольно убили 40 миллионов детей. То есть за это время перестала существовать такая нация, как украинцы — 40 миллионов. На фоне этой цифры те дети, которые родились за 20 лет, — это уцелевшие, это те, кого случайно обошла убийственная рука родителей».

По мнению авторов письма, глава УГКЦ оперирует непроверенными и завышенными данными. «Официальная статистика свидетельствует о стремительном — в 6—7 раз — сокращении числа абортов в Украине с начала 1990-х годов до уровня около 200 тыс. в год».

Они ставят церковникам риторические, и, в то же время, конкретные вопросы: «Что может предложить Церковь женщине, которую принуждают к материнству вопреки ее воле и обстоятельствам, которые ее, женщину, толкают на этот шаг?», «Готова ли Церковь взять на себя ответственность за всех тех принудительно рожденных младенцев, за их уход, воспитание, образование, за их будущее — за все эти последствия «принуждения к материнству»?», «Почему, отстаивая права зародыша, Церковь позволяет себе игнорировать права Женщины?»

Еще один вопрос, который поставили авторы обращения — пользование контрацептивами: «Учитывая еще и то, что Церковь отказывает своим верующим в возможности пользования средствами контрацепции, очевидной является установка Церкви на превращение женщины в «машину» для рождения детей — граждан для государства, но прежде всего — паствы для церкви...» Подписанты открытого письма напоминают, что такие попытки истории также известны, и все они «не приносили обществу ничего хорошего и рано или поздно терпели крах».

Авторы обращения вспоминают 1936-й год, когда в СССР запретили аборты: «это лишь вызвало лавинообразное увеличение количества «подпольных абортов» со всеми их негативными последствиями для здоровья и жизни женщин, увеличения смертей от абортов до 70% на начало 1950-х гг. и роста количества детоубийств». Результат — отказ правительства СССР от этой практики и легализация абортов в 1955 г.

В конце подписанты предлагают подумать над тем, какие последствия будет иметь подобная практика в современной Украине, где «большинство населения живет за чертой бедности, медицинские услуги недоступные и некачественные, а алкоголизм, наркомания и проституция приобрели характер эпидемий».

КОММЕНТАРИИ

Игорь ЛОСЕВ, историк, публицист:

— Если УГКЦ просто вынуждена транслировать позицию Ватикана — это одно. Апостольский престол может и не знать во всей полноте ситуацию в Украине, где рождение ребенка для женщины часто является не радостью, а социальной катастрофой, гарантией нищеты. Но позиция Ватикана по абортам обеспечила падение авторитета РКЦ даже в традиционно католических странах: Франции, Италии, Испании. Запретительство ничего не даст, в отличие от мощной государственной и общественной поддержки материнства и детства. Советская власть во времена Сталина и Хрущева такие меры репрессий относительно абортов уже осуществляла, это привело к массовым подпольным абортам и гибели многих женщин. Церковь может и должна осуждать аборты, но требовать от государственной власти грубого, репрессивного вмешательства в личную жизнь людей — как минимум, ошибка. Кроме того, эта, как кажется, не слишком продуманная инициатива, может разделить Украину и в религиозном отношении, что особенно опасно на фоне очевидных угроз нашей независимой государственности...

Евген СВЕРСТЮК, бывший диссидент, председатель Украинского ПЕН-клуба, доктор философии:

— В западном религиозном мире существует постоянная борьба за сохранение святости Божьего дара жизни. Это вполне логично, что церковь не просто заявляет, а обращается к верующим — она не может запретить в тотальном смысле, но, как церковь, она показывает свои позиции. И это не вызывает никакого удивления: церковь должна быть последовательной, потому что это основной ее принцип. Думаю, что речь о духовном запрете, и они должны быть. Существуют заповеди Моисея, преимущественно состоящие из запретов, в которые входит и заповедь «Не убий». Вполне логично, что церковь последовательна в этом.

Светлана АКСЕНОВА, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины:

— К сожалению, в настоящий момент в Украине искусственное прерывание беременности достаточно популярный метод контроля рождаемости. Также имеется опыт зарубежных стран, где существует запрет на аборты: когда такие законы вводились, то было очень много негативных последствий. Потому что, если женщина решила не рожать, она прибегнет к нелегальным средствам. И — не всегда безопасным. Думаю, нужно учитывать и то, что когда прерывание беременности делают квалифицированные врачи, то после этого женщина еще может родить. Другое дело — когда это происходит вне медицинских учреждений, еще и в антисанитарных условиях... Это может нести угрозу жизни женщины. Запрет всегда имеет обратную сторону. Запрет — не выход, хотя понятно, что и прерывание беременности — это очень опасно, травматично, и в целом трагично. Мы стоим на позициях, что нужно повышать сознание женщин: их поинформированность о различных контрацептивах, безопасных для здоровья. И работу нужно начинать с врачей, которые должны знать о рынке этих средств. Также должно быть доверие женского населения к врачам, уверенность в том, что врачи помогут подобрать необходимое средство. На них — большая ответственность. Ведь очень часто случается, что врачи сами подталкивают женщину к решению избавиться от беременности. Например, когда на первом обследовании оказалось, что женщина беременна и для нее это неожиданность, врачи сразу предлагают аборт. Так не должно быть: врачи всегда должны быть за жизнь; они должны приложить все усилия для сохранения ребенка.

Хотя в Украине аборты — частые явлениями, все же их число в последние годы постоянно уменьшается. Произошел перелом. В 90-е годы творилось что-то страшное: да, в 1995 году на 100 рождений приходилось ... 150 абортов. Сейчас (данные за 2009 год) на 100 живорожденных — 38 прерываний беременности. Мы наблюдаем весьма положительные тенденции. Если есть какие-то нелегальные прерывания, то думаю, их немного, ведь нет смысла скрывать. Если сравнивать Украину с Францией, то там — вдвое меньше абортов, в Бельгии — в четыре раза меньше. Причина — грамотно примененная контрацепция.

Марта ЧУМАЛО, заместитель директора Западноукраинского центра «Женские перспективы», Львов:

— Мы считаем, что запрещение государством абортов лишило бы женщин права выбора. То есть решение принимают за женщину: что ей делать со своим телом, со своей жизнью. Женщины не маленькие дети, которые не могут принять решения: мы можем сознательно взвесить все «за» и «против», ведь никто не хочет сознательно наносить вред ни себе, ни своей семье, ни близким. Но право на такое решение должно быть. Церковь — католическая или православная — глобально дает человеку право выбора, а здесь оно у женщины отнято. Ее превращают в объект, который должен делать так, как выгодно государству. Мы считаем, что это абсолютное нарушение прав женщин, которое ни к чему хорошему не приведет. Моя знакомая полька Люцина Домбровская исследовала такое явление, как «абортный туризм» (в Польше аборты запрещены): она общалась со многими полячками, которые ехали во Львов, чтобы сделать у нас аборт. Конечно, такой статистики нет и быть не может, но думаю, что количество таких «туристок» измеряется сотнями в год. Поэтому мы стоим на том, что, конечно, аборт — негативное явление, но это — последнее решение, которое может принять женщина. Есть много случаев, когда женщина беременеет вследствие сексуального насилия, после инцеста. Запрещением абортов демографическую ситуацию улучшить нельзя. Государство должно создать такие условия в стране, чтобы человеку и в голову не пришло принять такое решение. Если на должном уровне экономическая ситуация, то и демография улучшается. И люди принимают решение рожать больше детей. К сожалению, у нас есть случаи, когда женщину ее же муж посылает на аборт, полагая, что не сможет содержать и воспитывать ребенка.

В инициативе главы УГКЦ можно увидеть и дискриминацию по религиозной принадлежности. Инициатива касается всех женщин, а в Украине есть женщины разных конфессий, есть атеистки, не подверженные влиянию какой-либо церкви, — тем не менее все они подпадают под этот запрет. Эти инициативы синхронизированы с Россией — один в один: лишь только появились антигендерные движения в России, сразу же по инициативе церкви Московского патриархата они и у нас; только в России появился проект закона против абортов, как в и Украине прозвучало подобное. Церковь у нас отделена от государства, но есть много примеров, когда она влияет на законодательные решения, на процессы в государстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать