Перейти к основному содержанию

ПРЕЛЕСТИ БЫТА

Их наличие или отсутствие зависят от существования конкуренции
22 марта, 00:00

За десять лет переходного периода от советской коммунально-бытовой системы, построенной по принципу «дешево и сердито», к принципиально новой, соответствующей рыночным стандартам, коммунальные предприятия и сервисные службы вынуждены были всячески перестраиваться на новый лад работы, дабы их услуги не остались «за бортом» спроса. Ведь не секрет, что жэки постепенно перестают быть «монополистами» в обслуживании домов, поскольку начинают появляться альтернативные частные предприятия, услуги которых не намного дороже, зато гораздо качественнее. А о парикмахерских, ремонтных, химчистках, ателье и т. д. вовсе говорить не приходится — начиная с 1992 года (после вступления в силу Указа Президента о коммерциализации служб быта) государственных предприятий такого рода не осталось совсем. У нас появился выбор, что хорошо. Плохо — что при этом мы вынуждены действовать путем проб и ошибок. Поскольку несмотря на обилие выбора химчисток, парикмахерских, саун, ателье и т. д. даже не страдающие от отсутствия средств граждане пока еще не застрахованы от того, что, «переплатив» за определенную услугу, они получат декларируемое фирмой качество. К сожалению, такие случаи — не редкость. Например, после довольно дорогостоящего приведения в «божеский вид» кожаного плаща стоимостью в пять тысяч долларов в одной из столичных химчисток клиентка получила его обратно, но… с неодинаковыми по длине полами. Так что в сфере бытового обслуживания повышение качества услуг, как видно, не всегда является необходимым условием успешной конкуренции — ежегодно работники управления по защите прав потребителя обнаруживают на 80% сервисных предприятий разного рода нарушения. В целом, на сегодняшний день в Украине работает более 20 тыс. предприятий по бытовому обслуживанию населения. Но лишь пару лет назад специалисты стали отмечать некоторое оживление в этой сфере, которая наконец-то стала приносить прибыль. В прошлом году было оказано услуг на сумму 1 млрд. 750 млн. грн., а доход, по предварительным данным, составил 31 млн. грн. Тем не менее, многие из бытовых услуг, например, ремонт бытовой техники и одежды, индпошив обуви, бани, прачечные и те химчистки, которые достались предприятиям в качестве наследия Страны Советов, так и остаются нерентабельными. Их «минусы» перекрываются за счет таких популярных услуг, как фотография, парикмахерские, прокат и пошив одежды. Кстати, самой завидной рентабельностью отличаются услуги по перевозке грузов, изготовлению мебели на заказ и ритуальные услуги. Неприбыльные же, но социально необходимые услуги сохраняются лишь на больших предприятиях-бытовиках, которые предоставляют не менее 60—80 видов услуг одновременно. Правда, располагаются такие комплексные предприятия исключительно в больших городах. Например, в Киеве художественно заштопать продырявленный молью пиджак, перешить меховую шубу времен бабушкиной молодости в нечто более современное, отреставрировать старую одежду возьмутся, от силы, четыре дома быта. «К сожалению, для большинства наших сограждан наличие таких услуг — крайне актуально, ведь далеко не у каждого найдутся средства на покупку новой одежды. И поэтому руководство нашего предприятия сохранило не только эти виды услуг, но и невысокую цену на них», — говорит глава правления Дома быта «Столичный» Ирина Маринина.

Существуют у бытовиков и специфические, «узкоспециализированные» проблемы. По словам начальника управления бытового обслуживания населения Василия Щербенко, «сегодня сфера бытовых услуг страдает от отсутствия основы взаимозаменяемости. Раньше существовала определенная унификация, взаимосвязь между торговлей, заводами-производителями и службами быта. В настоящее время именно из-за несогласованности закупок товаров магазинами и возможностями бытовиков нередко возникают ситуации, когда вышедшую из строя бытовую технику можно смело прятать в чулан из-за невозможности ее починить. В этой связи происходят и вовсе казусные случаи. Например, долгое время управление донимал жалобами старичок, который нигде не мог починить электробритву российского производства, выпущенную, судя по всему, не позже середины прошлого века. Бытовики-ремонтники, как один, разводили руками: нет таких запчастей, да и не выпускают уже таких бритв и в самой России. Поскольку крохотной стариковской пенсии на новую бритву, понятное дело, не хватало, отчаявшийся и вконец разозленный дед стал строчить гневные послания, да не кому- нибудь, а самому Путину. Помогите, мол, Владимир Владимирович, с российским гражданством, поскольку в Украине даже бритву невозможно починить. Пришлось работникам управления, «скинувшись», успокоить пенсионера покупкой новой электробритвы.

Впрочем, в городе при желании все же можно найти необходимую сервисную службу. В сельской же местности ситуация с оказанием бытовых услуг пока оставляет желать лучшего. В Советское время все городские дома быта имели свои филиалы или приемные пункты в селах — в определенный день, по словам начальника отдела по защите прав потребителей в сфере обслуживания Госстандарта Сергея Литвиненко, в каждое село заезжала машина и забирала у жителей нуждающиеся в починке вещи и технику. Только в последние два года предприятия бытовики стали возвращаться «на село» — ранее потребление многих бытовых услуг на одного сельского жителя в год по статистике предоставлялось на сумму… 0-10 копеек!

Не менее «туго» происходит процесс обновления и переориентации на новые принципы в сфере коммунального хозяйства. Как сказала «Дню» начальник отдела контроля коммунального предприятия «Спецжилфонд» Ольга Казанцева, «главная перемена, произошедшая в коммунальном хозяйстве со времен развала советской системы, состоит в том, что стоимость предоставляемых коммунальных услуг (имеется ввиду свет, газ, вода, отопление) увеличилась, в то время как качество существенно ухудшилось». Эксплуатационные конторы в подобных вопросах пребывают в полной зависимости от предприятий-поставщиков, а те, в свою очередь, от государства и экспортеров ресурсов». Кстати, проблема деффицита ресурсов решается коммунальными службами методом сложных арифметических вычислений. Как рассказал корреспонденту «Дня» один из работников областных теплосетей, система рассчета колличества энергоресурсов поставлена «с ног на голову». Теоретически в формулу рассчета должны вводиться исходные данные, такие как площать отапливаемого пространства, разница температур в помещении и на улице и т. д., а на выходе при этом получается, собственно, колличество необходимой теплоэнергии. В действительности же последняя (искомая) цифра задается изначально, соответственно, весь перерасчет совершается относительно нее. А что делать, ведь нельзя же рассчитывать на большее колличество энергоресурсов, чем может себе позволить государство. В общем, проблема, как всегда, упирается в деньги. И с государственным финансированием реформ в коммунальной системе, и с оплатой коммунальных услуг у нас в стране, мягко говоря, не сложилось. По словам О. Казанцевой, «бывают, к примеру, случаи, когда фонд вместо начисленных 10 тыс. грн. дохода с квартплаты получает лишь 2— 3 тыс.» Главная ЖЭКовская отговорка в ответ на многочисленные жалобы со стороны населения, — «как платите — так и работаем» — стала уже афоризмом. Между тем далеко не всегда причиной «запущенности» является личная халатность работников коммунальных служб. Ведь по оценкам экспертов, каждая четвертая водопроводная станция и каждый пятый канализационный коллектор в стране на сегодняшний день совершенно непригодны к эксплуатации, в результате чего, кстати, 1 млн. кубометров сточных вод ежегодно попадает в украинские реки. В целом четвертая часть фондов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в полном обновлении.

В общем, ситуация складывается достаточно парадоксальная: службы, возникшие для удовлетворения определенных потребностей населения, занимаются преимущественно разрешением собственных материальных и финансовых проблем, предлагая потребителю «перетерпеть» переходный период. Впрочем, если на рынке бытовых услуг соотношение спроса и предложения в большинстве случаев явно в пользу последнего, то в жилищно-коммунальном хозяйстве, где свободной конкуренцией и «не пахнет», потребитель зачастую просто не имеет выбора.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать