Президент не завидует журналисту. А можно ли позавидовать Президенту?
Эксперты «Дня» — о впечатлениях от пресс-конференцииСтабильность становится приметой не только нашего времени, но и президентских пресс-конференций.
Без неожиданных ответов и в основном без острых вопросов (а это особенно досадно) прошла итоговая пресс-конференция Виктора Януковича, транслировавшаяся на всю страну по Первому национальному.
Сугубо организационно — тоже все стабильно: Украинский дом, Президент — на сцене, по одному вопросу от каждого СМИ. Похоже, что и в частоте встреч гаранта с представителями медиа — тоже стабильность: одна пресс-конференция в полгода. Бывший пресс-секретарь экс-президента Кучмы Елена Громницкая, участие которой в скандале вокруг газеты «Сегодня» до сих пор не выяснена и не объяснена, даже попыталась упрекнуть президентский аппарат (и, очевидно, лично Дарке Чепак) — мол, Янукович встречается с журналистами в шесть раз реже, чем Кучма. Возможно. Но разве преступная система, выстроенная Кучмой, стала от того лучше? Возможно, эти советы со стороны Елены Громницкой преследуют какую-то цель? Скажем, кадровую...
Из запланированных двух часов общения вступительная часть Президента продолжалась полчаса. Главный мотив его монолога сводился к тому, что за два года в Украине «заложен фундамент». А в дальнейшем, по словам Президента, «нужно движение вперед», причем, «нельзя идти в будущее боком, или, как говорят, задом». Это к стратегии национального развития...
Среди безликих вопросов со стороны региональных СМИ (что в который раз напомнило об абсурдности существования коммунальной прессы), которые создали для главного героя действа «теплую ванну», «холодным душем» стал вопрос, заданный Мустафой Найемом: как соотнести экономические проблемы страны с жизнью Президента, которая улучшается едва ли не ежедневно, — развивается «Межгорье», арендуется вертолет за миллион долларов. Виктор Янукович сохранял спокойствие, хотя мимика его подводила. «Я вам скажу: то, что вы так бурно развиваете, меня это совершенно мало интересует. И скажу почему. Потому что у меня очень мало времени для наслаждения, очень мало. Вчера, например, я около трех часов ночи приехал домой и сегодня встал в шесть утра... Поэтому о какой сладкой жизни вы говорите, я не знаю, и обсуждаете тему моей семьи. Я вам хочу сказать, что я вам не завидую», — сказал Президент.
По залу сразу прокатилось: это угроза?
Да, не самый удачный ответ. Но мог ли он быть удачным вообще? Несмотря на то, что за эти годы Виктор Янукович — и это нужно признать — научился говорить, очевидно, что сказать ему нечего. И тут уже ему не позавидуешь... Несмотря на все уступки, подаренные Кремлю, он вынужден выслушивать фамильярности со стороны российского тандема, до последнего торговаться по ЕврАзЭС («Мы хотим посмотреть, как будет работать ЕврАзЭС, увидеть результаты работы ЕврАзЭС... Если это будет привлекательно для Украины, это будет выгодно нам, и будет соответствовать нашим национальным интересам, мы этот вопрос вынесем на публичное обсуждение, и будет публичная дискуссия...»). Еще год назад «День» писал о той ловушке, в которую загоняет себя власть, идя на уступки Кремлю. Ведь этих уступок никто не оценит и их никогда не будет достаточно. По крайней меры, до тех пор, пока Украина будет сохранять свой суверенитет.
Очень неубедительно президент выглядит, оправдываясь по «делу Тимошенко» («Что я должен был сделать, запретить правоохранительным органам расследовать этот вопрос? Единственное, чего я требовал, чтобы тут не применялся избирательный подход... Я хочу сказать, что я не против того, чтобы Тимошенко была освобождена при определенных условиях, которые предусмотрены украинскими законами»). Это на воле Юлия Тимошенко — неоднозначный политик. А за решеткой она — жертва судопроизводства. Не зная реалий украинского правосудия, В. Януковичу и правда можно было бы посочувствовать, но Печерский суд лишает президента шанса на сочувствие и доверие со стороны граждан.
К сожалению, Виктор Янукович не дал четкого ответа ни на один вопрос по сути (то есть на те, которые звучали не от региональной прессы), а об общественном вещании, как оказалось после вопроса «Телекритики», Президент вообще забыл («Я откровенно скажу, что благодарен, что вы мне напомнили. Я посмотрю, в каком состоянии проект, и усилю решение вопроса в ближайшее время»).
Также расплывчатым был ответ и на принципиальный кадровый вопрос, который (еще бы — с министром образования Табачником!) муссируется в прессе и кулуарах уже не первый месяц. «Есть планы осуществить кадровые перемены, и они будут, когда придет время». Это не самоцель, заверил Президент, и призвал дать чиновникам шанс: «Где этот вопрос вызрел, решения будут приниматься немедленно. Но там, где есть еще надежда, где открывается второе дыхание на дистанции, нужно дать шанс, возможно, будет чемпионом», — допустил Виктор Янукович.
Чего можно ожидать от «второго дыхания» министра Табачника?
Возможно, сегодня как раз решительная смена кадровой колоды больше всего нужна президенту?
Владимир ФЕСЕНКО, политолог:
— Во время пресс-конференции Президент снова дал понять свою позицию по Тимошенко. По газовым вопросам, мне кажется, он выбрал более взвешенную и аналитическую тональность, в отличие от Азарова, который часто склоняется к оптимистичным прогнозам. В кадровом вопросе Янукович снова продемонстрировал свой классический осторожно-консервативный стиль. А каких-то принципиальных новостей от Президента в ключевых вопросах я не услышал. Был только один более-менее серьезный «прокол». Это было в традиционном противостоянии журналиста Найема и Президента Януковича. Последний ответил не совсем метко. В отличие от других своих ответов, он дал двусмысленный ответ, который был не совсем корректным. Его можно по-разному воспринимать, в частности и как угрозу.
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:
— На самом деле ответы мы все знали. Во-первых, сорвалось подписание соглашений по зоне свободной торговле и безвизового режима с Евросоюзом. Во-вторых, Президент приехал из Москвы. Раньше, чем началась его пресс-конференция, были опубликованы результаты встречи Путина и Азарова, что очень неприлично со стороны россиян. В-третьих, о том, что Тимошенко не выйдет из тюрьмы, мы также знали. Пресс-конференция носила характер если не итоговой, то, по крайней мере, встречи Президента с журналистами, который хотел намекнуть на их неправильное поведение и неправильные вопросы. Имею в виду намеки со стороны Президента журналисту, когда он отвечал на вопрос по Межигорью. Трудно сказать, стоило ли ради этого созывать пресс-конференцию. Каких-то информационных материалов мы не получили. Разговоры о том, что нынешней власти приходится «разгребать» то, что натворили за предыдущие 20 лет, это результат работы усталых политтехнологов, а не Администрации Президента. Что касается кадровых вопросов, то это очень скользкая дорога, на которую ступил Президент. Он обещает кадровые изменения, но не делает их. Если политик угрожает кого-то снять и этого не делает, тогда либо он непоследователен, либо он не владеет кадровой политикой.
Выпуск газеты №:
№234, (2011)Section
Панорама «Дня»