Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Приднестровские зигзаги

Адриаан ЯКОБОВИЦ ДЕ СЕГЕД: Чрезвычайно важно, чтобы новое правительство Украины не изменило свою позицию
15 июня, 19:29

Приднестровье продолжает заявлять о собственном праве на независимость — раздаются даже угрозы относительно проведения соответствующего референдума. Переговорный процесс относительно приднестровского урегулирования фактически приостановлен. Как изменить ситуацию? Что может сделать Украина? Об этом в интервью со специальным представителем ЕС для Республики Молдова Адриааном ЯКОБОВИЦЕМ ДЕ СЕГЕДОМ.

— Как в ЕС относятся к намерениям Приднестровья провести референдум относительно своего отделения от Молдовы?

— Не существует оснований в международном праве, которые бы позволяли Приднестровью выйти из состава Молдовы. Поэтому все односторонние усилия приднестровского режима добиться признания отделения самопровозглашенной республики — шаг в никуда. Отделение в международном законодательстве — дело государства, которое находится в составе государства. Примером этого является Чехословакия и Сербия и Чорногория, где государства имели законное право на отделение. Конечно, все это не имеет отношения к Молдове. Министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт, председательствующий в ОБСЕ, во время недавнего пребывания в Кишиневе и Тирасполе четко заявил приднестровскому лидеру Игорю Смирнову, что ОБСЕ не пошлет наблюдателей на так называемый референдум об отделении. Мы признаем территориальную целостность Молдовы и работаем именно в этих рамках. Поэтому ЕС не признает ни один подобный референдум и не будет посылать на них наблюдателей. Наша позиция — четкая.

— Каковы существуют пути решения приднестровского конфликта? Захочет ли Россия повлиять на позицию приднестровского режима?

— Мы все знаем, что Россия имеет большое влияние на лидеров Приднестровья. И каждый раз, встречаясь с представителями России, я настаиваю на некоторых вещах, в которых мы должны прийти к согласию. Во-первых, это — территориальная целостность Молдовы. Россия ранее признала это и поэтому она не должна поддерживать сепаратистов, выступающих за отделение непризнанной республики. Во-вторых, мы считаем, что речь должна идти об единой экономической и таможенной территории, регистрации предприятий в одном центре — в столице Молдовы, Кишиневе. Конечно, все это не должно приводить к двойному налогообложению и не должно нарушать права собственности. Все эти четыре вопроса — очень важные: территориальная целостность, единое таможенное пространство, отсутствие двойного налогообложения и нерушимость права собственности. В этом отношении очень важен План урегулирования Виктора Ющенко.

— Как склонить Приднестровье к более производительному поиску компромиссов?

— Нам следует работать над демократизацией Приднестровья. Я думаю, что в Приднестровье есть силы, понимающие это. Они осознают, что их регион расположен в Европе, а на нашем континенте не может существовать авторитарное или полицейское государство. Многие приднестровцы понимают, что для осуществления ими полноценного бизнеса необходимо международное признание Приднестровья как части Молдовы. Также есть люди, которые считают необходимой демократизацию на территории Приднестровья. Поэтому мы должны работать над этим вопросом через ОБСЕ.

К слову, Украина и Молдова, а также ОБСЕ предложили лидерам Тирасполя принять миссию, которая бы осуществила оценку состояния демократии в Приднестровье и предоставила рекомендации относительно того, что следует сделать для проведения свободных и честных выборов.

— Такое предложение принято?

— Нет. Приднестровцы рассматривают этот вопрос. Причем уже довольно длительное время. Я думаю, что политики в самопровозглашенной республике, считающие свой режим демократическим, должны бы быть сами заинтересованы в том, чтобы пригласить такую миссию.

— Как вы оцениваете роль Украины в приднестровском урегулировании? Что украинская власть еще может сделать для решения этого конфликта?

— Очень важно, что Украина присутствует в политическом урегулировании приднестровского конфликта. Смирнов надеется, что украинская власть вернется к старой позиции, существовавшей до введения нынешнего таможенного режима на украинско-молдовской границе. Но я думаю, что его надежды не оправдаются. Чрезвычайно важно, чтобы Украина сохранила свою политику в этом вопросе. Я уверен, что так и будет после формирования нового украинского правительства.

— Сколько времени требуется для того, чтобы в Приднестровье поняли, что предложенный международным сообществом план является единственным решением приднестровского конфликта?

— Я думаю, что это будет возможно, если новое правительство Украины не изменит избранный курс и если нам удастся заручиться поддержкой России относительно решения этой проблемы не в направлении отделения, а в направлении территориальной целостности Молдовы.

— При каких условиях Россия может поддержать именно такой путь решения приднестровского конфликта?

— Для этого необходимо вести переговоры с Россией на самом высоком уровне. Россия должна быть заинтересована в дружественной Молдове. Думаю, что именно о таких вещах следует говорить с Россией. Время старых концепций наподобие холодной войны осталось в прошлом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать