Приписки, контрабанда, некомпетентность
Зерновой рынок: взгляд потерпевшихНе вызывает особых сомнений, что причиной задержания Генеральной прокуратурой бывшего вице-премьера Леонида Козаченко (по подозрению в злоупотреблении служебным положением и уклонении от уплаты налогов) на самом деле является сложная ситуация на украинском зерновом рынке, в результате которой сельхозпроизводители, вырастившие в минувшем году хороший урожай, не получили достойного вознаграждения за свой нелегкий труд. Это предположение подтверждается и сообщением, распространенным во вторник пресс-службой Генпрокуратуры. В нем указывается, что в период пребывания на должности вице-премьера Козаченко, действуя вопреки государственным интересам, не обеспечил надлежащее функционирование аграрного комплекса страны, «создал и ввел механизм максимального движения зерна в невыгодный для отечественного сельхозпроизводителя летний период». Как отмечает пресс-служба, учитывая тот фактор, что госзакупка зерна практически не осуществлялась, зернотрейдеры, скупая у крестьян зерно по самым низким ценам, экспортировали его по мировым ценам, а экспорт зерна поддерживался за счет падения доходов отечественных товаропроизводителей. «Указанные неоправданные действия Л.Козаченко привели к резкому росту стоимости зерна на внутреннем ринке. Фактически, им проводилась политика, направленная не на наполнение бюджета, а на обогащение иностранных зернотрейдеров», — говорится в сообщении из Генпрокуратуры. «Вследствие злоупотребления служебным положением бывший вице-премьер причинил серьезный вред экономическим интересам государства, что привело к потере 1,5 млрд. грн. от экспорта зерна из урожая 2002 года», — отмечает пресс-служба.
В то же время Глава парламентского комитета по аграрной политике Иван Томич, а также руководители Украинской аграрной конфедерации (УАК) и Украинской зерновой ассоциации (УЗА) выразили удивление необходимостью задержания Леонида Козаченко, который является также вице- президентом Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), советником премьер-министра. Украинская аграрная конфедерация заявила о намерении проводить публичные акции в поддержку своего мнения о невиновности Л.Козаченко. Высказал свое мнение в отношении «зерновой» коллизии и глава правительства Виктор Янукович. Он заявил, что никто не имеет права обвинять Козаченко, пока не доказана его вина.
Ниже мы публикуем комментарии фермеров и представителей региональных властей — тех, кто реально знает ситуацию на зерновом рынке, как говорится, «снизу, вдоль и поперек».
Евгения ЗАВОРОТИНСКАЯ , глава ассоциации фермеров Пятихатского района Днепропетровской области:
— На мой взгляд, значительную часть прошлого урожая, в некоторых случаях до 30 процентов, составили «приписки». Например, на уровне районов для того, чтобы хорошо выглядеть перед вышестоящим начальством, получить ордена и медали. На первый взгляд в это не верится, но «приписки» у нас по-прежнему существуют. Кроме того, много зерна вывезли с Украины контрабандой, без надлежащего оформления. А соблазн был велик, ведь урожай прямо с поля закупали по 200—250 гривен за тонну, а за границу продавали уже почти за 150 долларов. Следует отметить, что пшеницы 3-го класса, которая в основном идет на хлеб, по причине засушливого лета было мало. Поэтому в сложившейся ситуации на зерновом рынке, на мой взгляд, не остается ничего другого, как закупать зерно и муку за границей. В разговоры о том, что зерно может в значительных количествах храниться в самих хозяйствах, я не верю. Ведь сельхозпроизводителям нужно было расплатиться за долги. Зерно могли придержать лишь очень крупные и мощные хозяйства, но таковых не так уж и много. На то, что зерна реально нет, указывает и следующее обстоятельство — уже два месяца переработчики усиленно ищут его даже в глубинке.
В целом же могу сказать, что государство абсолютно никак не заботится о сельхозпроизводителе. Мы брошены на произвол судьбы. Например, после летней бури на весь район выделили всего 30 тысяч гривен компенсации, а досталась она одному человеку, который является депутатом. Примерно то же самое и теперь — после того как озимые вымерзли, причем почти на 100 процентов, фермеры мечутся в поисках посевного материала. Но не тут-то было — нам на опытной станции уже заявили, что у них практически ничего нет. Нет семян ячменя, которые стоят уже 1200 гривен за тонну. Еще значительно дороже стоят кукуруза и подсолнечник. А ведь надо купить и солярку, и удобрение, и средства защиты. В такой ситуации я, как глава ассоциации фермеров, откровенно побаиваюсь, что мелкие хозяйства — владельцы до 50—60 га — просто пропадут. Будет урожай или нет, но фиксированный налог надо заплатить. И если государство не пойдет навстречу рядовому производителю, то ситуация в нынешнем году может быть ужасной.
Леонид МИХАЙЛОВ, фермер, хозяйство в Черняховском районе Житомирской области:
— В августе прошлого года купил отруби для кормления свиней на своей ферме: 12—15 копеек за 1 килограмм, а поросят продавал по 16—18 грн. за 1кг живого веса. Сейчас за отруби плачу 50 коп. за 1кг, а поросят продаю по 5 грн. за 1 кг (свинина резко подешевела, потому что по причине подорожания кормового зерна люди стали вырезать свиней). Но я не считаю, что выдержу, возможно, меньше заработаю денег. Это рынок, это то, за что я боролся. А ситуация исправится. Нужно также, чтобы экспорт крупного рогатого скота не ограничивали — в мире 500 миллионов мусульман, которые ждут нашу говядину. Я даже красивое письмо премьер-министру Виктору Януковичу по этому поводу готовлю.
А бывшего вице-премьера Козаченко зря арестовали — лучше бы закрыли все Министерство аграрной политики вместе со всеми его службами, чтобы не мешали работать.
Сергей МАНЯК, председатель Винницкой областной ассоциации фермеров:
— Нынешняя ситуация на рынке зерна довольно проста. Сначала должностные лица из регионов отчитались о хороших показателях, чтобы получить ордена, медали и заслуженных работников сельского хозяйства, потом государство из якобы имеющихся в наличии сорока миллионов тон зерна определенное количество продало за границу. Думали, что часть продадут, а часть останется. А ее нет, потому что заврались те, кто отчитывались ради наград. Что касается ареста господина Казаченко, то, грубо говоря, ищут «козла отпущения», чтобы сделать кого-то виновным и показать, что в стране наводят порядок. Пройдет время и, думаю, что его выпустят, потому что он не виновен. Но речь не о том. А в первую очередь о том, что агропромышленный сектор требует реального, жесткого подхода. А также систематического тшательного контроля и со стороны государственных органов, в первую очередь, и высокой собственной ответственности.
Владимир ВЕЛЬСКИЙ, директор ООО «Лан» с. Рижулинцы Хмельницкого района (Хмельницкая область):
— Нет у нас рынка зерна. Это, извините, цыганский базар. Когда собирали хлеб, приезжали какие- то покупатели — отдавали им, как говорят, от комбайна. Пшеницу третьего класса — по 350 гривен за тонну. Такая же и себестоимость производства. Следовательно, работали себе в убыток. Минеральные удобрения, солярка, запасные части для техники дорогие. Зерно брали за бесценок, но хлеб в магазинах не подешевел. Кто-то набивает карманы.
Почему продавали от комбайна? Потому что нужны были деньги для весенней посевной, нужно было отдать банковский кредит. У нас озимый клин — 200 гектаров, пятая часть всей пашни в «Лане». Пшеница перезимовала нормально. Я уже прожил на белом свете 62 года, по профессии — агроном. Знаю точно: если все толком сделать, то перезимует при любой погоде, не пропадет. Тот шум о погоде, который подняли — от черта. Не посеяли столько, сколько написали. Поэтому заранее прибегли к попытке как-то объяснить будущий провал.
И те миллионы тонн урожая в прошлом году не собрали, а написали. Фермер не взвешивал свой хлеб, единоличник также не взвешивал. Давно пришла пора пресечь эту практику — рапортовать о трудовых успехах, ждать поздравительные телеграммы, грамоты, медали и такое прочее. Пусть бы фермер сказал, сколько прибыли получил с гектара своей пашни. У меня же — ноль. Как, с чем пойду на весеннюю посевную? Говорят, чтобы взял кредит. Но уже нечего закладывать под ссуду...
Президент поздно обратил внимание на то, что делается на так называемом зерновом рынке. Много фермерских хозяйств не сможет управиться с весенней посевной. Во всяком случае, в нашем крае. Мое предложение: государство должно установить фиксированную цену на стратегический продукт — хлеб.
Леонид КАЗАК, председатель Симферопольского сельского районного Совета (Крым):
— Ситуация на нашем рынке зерна формировалась не вчера, а на протяжении последних 7—8 лет, когда государство ушло с внутреннего аграрного рынка, и совершенно никто его на рынке зерна не представлял и от его имени не действовал. Ситуация фактически была отдана на откуп иностранным зернотрейдерам. А попытки и декларативные заявления, которые делались за последние 3—4 лет, о том, что в Украине будут введены механизмы залогового зерна, государство будет выступать в роли зернотрейдера и будет регулировать цены, — были только заявления о намерениях. В результате неразумной государственной политики на рынке зерна на протяжении многих лет страдает главное звено цепи — зернопроизводитель. Зерно, которое было выращено в прошлом году, фактически было реализовано по убыточным ценам. Зернотрейдеры, сманипулировав низкими ценами на внутреннем рынке, скупили зерно по 300 грн., а за границу вывезли по 600 грн. и еще получили возврат НДС, и радуются сверхприбылям за счет убытков зернопроизводителей…
Это грубо, а детали и нюансы очень серьезные. Надо, чтобы государство срочно выработало эффективные рыночные механизмы защиты товаропроизводителей, а для этого государство должно выступать на рынке активным субъектом, действующим агентом. Только этим оно сможет защитить сельчанина. Такая ситуация не только на рынке зерна. Так обстоит дело со всей сельхозпродукцией — так с ценами и на мясо, и на молоко, и на все остальное. Просто с зерном ситуация наиболее кричащая…
Вопрос надо решать не за день до уборки урожая, а заранее, то есть в начале года. Производитель зерна должен реально ориентироваться на цены, иначе он не сможет рассчитать свою производственную программу. Поэтому на опыте и на ошибках — многократных ошибках! — прошедших периодов надо срочно менять ситуацию, вырабатывать государственную политику в области сельского хозяйства, предметно защищать сельского товаропроизводителя от лица государства, активно и по-современному играть на аграрном рынке.
Чем нынешняя ситуация чревата в ближайшей перспективе? Коммерсанты, которые скупили и вывезли зерно, сегодня на повышении цены заработают еще раз. Но все равно надо ввести, грубо говоря, мораторий на движение зерна, несмотря на то, что зерна в Украине хватит для посева и для продовольственных целей. Проблема сегодняшнего дня в сельском хозяйстве состоит в том, что поздняя весна спрессовала пик полевых работ в 10—15 дней, и то, что надо было решить в феврале— марте, это надо будет сделать за две—три недели. Но для этого надо саккумулировать все необходимые ресурсы: технику, нефтепродукты, минеральные удобрения, средства химзащиты, людей. Большая часть хозяйств таких ресурсов не имеет, ими обеспечены всего пятая часть хозяйств, не более. Оформить кредит на условиях банка четыре пятых хозяйств не могут, им уже нечего закладывать.
Виктор ДМИТРУК, фермер из села Скрагливка Бердичевского района Житомирской области, председатель областной Ассоциации фермеров:
— Зерновыми культурами, прежде всего ячменем, засеваю 300—350 гектаров пашни (это вместе с арендованными у крестьян земельными паями). Прошлой осенью ребята из различных коммерческих структур скупали у меня ячмень прямо с поля по цене 200—250 гривен за тонну. А что было делать? Ведь необходимо рассчитываться за кредиты, но и хранить зерно негде. Потому что на предприятиях, где есть зернохранилища, сидели те же дилеры, которые скупали у нас зерно и отправляли его в порт Ильичевск для экспорта за границу, они же диктовали условия. Так за хранение 1 тонны зерна нужно было платить 7—9 грн. за месяц, что для нас дорого. К тому же, зернохранилища Бердичевского комбината хлебопродуктов (это структура ГАК «Хлеб Украины») попали под контроль 3- х коммерческих структур, порядка там нет, завелся грибок, и поэтому зерно у них хранить нельзя было. Прорваться самим к портам нам невозможно — там все контролируют криминальные группировки, вооруженные автоматами. А сейчас мне самому нужно закупать зерно на семена и платить за 1 тонну элитного ячменя 1 класса по 1000—1200 грн. Сейчас ситуацию можно охарактеризовать как шапочный разбор — ищут виноватых, но крестьянам от того не легче. Требуется, чтобы государство закупало значительное количество зерна в государственные резервы по стабильным залоговым ценам, потому что в этом году может повториться та же ситуация — разве что ожидаемый неурожай в южных областях будет содействовать сохранению высоких цен на зерно. А до этого править бал будут крупные зернотрейдеры, которые скупили зерновые терминалы и емкости для хранения зерна. ГАК «Хлеб Украины» хочет реанимировать районные комбинаты хлебопродуктов — может, это также даст какой-то позитив.
Любовь ЛУКАШИК, заместитель директора Винницкой универсальной торговой биржи:
— Достоверной информации о запасах зерна в Украине, к сожалению, нет. Поэтому, возможно, это искусственный ажиотаж. К тому же, хозяйства могли еще с уборки оставить (но могли и не оставить) впрок посевной материал. Поэтому не стоит спешить с утверждением, что нечем пересевать озимые. Винницкие хлебокомбинаты имеют запасы муки и зерна. Поэтому цены на хлеб в регионе до сих пор стабильные и в дальнейшем не должны подниматься. А стоимость зерна на нашей бирже выросла. Но не больше, чем на 10 процентов. И это не является чем-то необычным. Что же касается ареста господина Казаченко, то не секрет, что он лоббировал интересы иностранных трейдеров, потому что он тоже трейдер. А выдвинутое ему обвинение очень абстрактное. Главное, что рынок зерна требовал и потребует единого хозяина. И главное — фиксированных цен. А нынешняя ситуация, как бы не успокаивали себя производители зерна, надеясь на лучшее, очень тревожная.
Выпуск газеты №:
№55, (2003)Section
Панорама «Дня»