Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Привязка» к местности

Чего ждать от визита генсека НАТО
17 апреля, 00:00

В понедельник Киев впервые посетит новый Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, бывший министр иностранных дел Нидерландов (кстати, премьер-министр этого королевства одновременно будет пребывать в Киеве). Визит будет носить прежде всего ознакомительный характер, хотя со своими визави — министрами иностранных дел и обороны Украины Схеффер уже знаком. Теперь он будет знакомиться с Украиной как с «особым партнером НАТО», ее амбициями, потенциями, соответствием между заявленными стремлениями и реальностью, а особенно — со внутренней ситуацией в стране накануне выборов. Отличительная черта визита нового генсека НАТО — в том, что он будет проходить сразу после того как новыми членами Альянса стали сразу семь стран (Латвия, Литва, Эстония, Словения, Словакия, Болгария и Румыния), и после его первого визит а в Москву. Визиты главных представителей Альянса в Украине, которые за последние десять лет стали обычным явлением и не прекращались во время дипломатической изоляции Украины, обычно объясняются просто: Украина является особым партнером НАТО, отношениям с которым уделяется значительное внимание. Ожидать от Схеффера каких-то обнадеживающих заявлений сейчас явно не стоит — об этом говорили представители и Альянса, и украинской дипломатии. Однако одним из результатов визита может быть определение — в частности, в каком формате состоится заседание Комиссии Украина—НАТО во время саммита Альянса в Стамбуле, какие решения могут быть на нем приняты, какие останутся «на потом». Все будет зависеть и от того, как будут оценены шаги, сделанные Украиной после Пражского саммита НАТО осенью 2002-го, и от того, как международное сообщество воспримет украинские события этого года.

Украина сегодня может продемонстрировать НАТО определенные успехи. В частности, министр обороны Евгений Марчук на днях презентовал в Брюсселе проект Оборонного бюллетеня, робота над которым была начата еще два года назад при помощи как представителей штаб- квартиры НАТО, так и отдельных стран-членов Альянса. Политический и военно-политический комитеты НАТО, как сообщается, дали документу высокую оценку. Бюллетень содержит, в частности, данные о Вооруженных Силах и взгляде на дальнейшую потребность государства в ВС с точки зрения их функций. После доработки документ будет представлен Совету Национальной Безопасности и обороны Украины, утвердить его должен Президент Украины.

Что касается оценки со стороны НАТО выполнения Украиной положений Плана действий и Целевого плана- 2004, утвержденных в Праге, то, с одной стороны, по словам заместителя министра иностранных дел Украины Олега Шамшура, «оценка партнеров по НАТО очень придирчивая, очень критическая», но с другой — Альянс признает, что Украина приложила значительные усилия и «достигла ощутимого прогресса».

Возможно, в переводе с международно-дипломатического языка это означает «не провалила». Как считает дипломат, «мы не можем быть полностью удовлетворены». Не все законы, принятия которых требовал Целевой план-2003, приняты, остаются проблемы и с ходом избирательной кампании (демократизация и обеспечение свободных выборов является одной из главных задач Украины по документам, подписанным с НАТО), и со свободой слова (так же). Кое-что из невыполненного, по словам Шамшура, «инкорпорировано» в Целевой план-2004, недавно обнародованный. По этому документу Украине необходимо, в частности, принять 37 новых законов.

Традиционно одобрительные отзывы на Западе получает военная реформа в Украине. Однако еще многое должно быть сделано и в плане внедрения гражданского контроля над Вооруженными силами, и в плане реформы правоохранительных органов и спецслужб, которые сегодня остаются почти полностью закрытыми.

Председатель временной парламентской комиссии по вопросам сотрудничества с НАТО, первый заместитель председателя комитета по вопросам европейской интеграции Олег Зарубинский констатирует, что в Украине «наметилась тенденция к замедлению темпов продвижения в НАТО». По его словам, депутаты до сих пор не видели полного текста Стратегии отношений Украины с НАТО, и «непонятно, есть ли вообще этот полный текст». Депутат также отметил практическое отсутствие информационной политики по вопросам отношений Украины с НАТО и то, что на ведущих телеканалах информация о НАТО подается либо в нейтральной форме, либо с критической точки зрения, что, по мнению депутата, — конечно, если не изменилась государственная политика, направленная на присоединение Украины к Альянсу, — просто недопустимо.

Представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Польши продолжают заявлять о поддержке этими странами намерений Украины войти в Североатлантическое руководство. Заявления о такой поддержке можно услышать и от представителей руководства Турции, балтийских стран, Болгарии. Тема отношений между Украиной и НАТО была одной из важнейших во время недавних киевских переговоров заместителя госсекретаря США Ричарда Армитеджа. И в то же время нет четкого определения, каким образом эти отношения будут развиваться дальше, достаточно ли для их правового обеспечения Хартии об особом партнерстве 1997 года. Нет четкого ответа на вопрос, как могут отразиться на евроатлантических перспективах Украины ее не всегда понятные шаги в отношениях с Россией, которая, требуя для себя действительно особого статуса в отношениях с НАТО, фактически отказывает в таком праве другим.

Представители НАТО говорят, что пока в Альянсе нет консенсуса относительно украинских перспектив. И с этим связано и то, что до сих пор не принято решение, на каком уровне принимать украинскую делегацию в Стамбуле — это при том, что Яап де Хооп Схеффер передал приглашение на Стамбульский саммит президенту России Владимиру Путину.

Представители украинского руководства давно заявляли о надежде на то, что во время Стамбульского саммита Киеву могли бы и сказать о возможности присоединения Украины к Плану действий по получению членства в НАТО. Это довольно долго оставалось без ответа, в конечном счете, министр иностранных дел Константин Грищенко заявил, что для Украины важен не Стамбульский саммит сам по себе, а то, чего можно достичь и перед саммитом, и после него. «Будем профессионально работать», — так завершил свой тезис министр несколько недель назад.

В то же время представители НАТО не опровергают версию о том, что Украина может быть приглашена и к так называемому интенсифицированному диалогу по членству в НАТО (это планировалось еще во время Пражского саммита), и к Плану действий по получению членства. И, говорят представители Альянса, совсем необязательно, чтобы это произошло именно в Стамбуле, — такое решение послы стран-членов НАТО могут принять в любой момент.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать