Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Призрак «хунвейбинизма» — угроза демократии

Открытое письмо участника революции Президенту Украины
03 марта, 19:38

Глубокоуважаемый Господин Президент!

Взяться за перо меня побудили не стремление «засветиться» на страницах прессы и не тайное искушение на старости лет попробовать «плод популярности», а чувство тревоги, порожденное некоторыми, как на мой взгляд, негативными явлениями и тенденциями, пунктирно наметившимися в сегодняшней общественной и общественно-политической жизни Украины. Полностью осознаю, что, не занимаясь политической деятельностью, не будучи специалистом/экспертом по сложным проблемам реформирования авторитарных режимов в демократические и находясь в периферийной глубинке, лишенный необходимой полноты информации для целостного видения панорамы событий, могу ошибаться в оценках и суждениях, а посему заранее прошу искреннего прощения у Вас за допущенные в них заблуждения.

Теперь по сути дела. Мы — участники революционных событий — стояли плечом к плечу в мороз, снег и дождь днем, а самые отважные и ночью, на Майданах сотен городов и местечек (а не только в Киеве, как это теперь все чаще звучит из уст должностных лиц, со страниц центральных газет, по радио и с экранов телевизоров) со святой верой в победу и упорством бороться до конца, чтобы наконец покончить с несправедливостью, коррупцией, беспределом обанкротившейся власти, которая защищала прогнивший режим, обворовала народ и не только поставила его на колени, но и пыталась превратить в глухое и немое стадо быдла. Глядя во время выступлений на Майдане в глаза тысяч земляков-каменчан, неоднократно отмечал, что обновленная власть ни при каких обстоятельствах не будет допускать самоуправства, нарушений демократических прав и свобод граждан, будет стоять на страже их человеческого достоинства. Бывало, что при этом ссылался и на Ваши рассуждения о значимости демократических ценностей. Их основная идея была Вами кратко сформулирована позже в речи перед Майданом 23 января: «Только демократия оберегает самое ценное для человека — его семью и детей, мир и покой, труд и достаток. Только в демократическом государстве высшими ценностями являются человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность».

Победили! Вот уже промелькнул месяц реформирования различных сфер жизни общества. Как и подавляющее большинство украинцев, полностью поддерживаю провозглашенный Вами, Господин Президент, курс внутренней и внешней политики. В то же время меня настораживают отдельные аспекты процесса его воплощения в жизнь. Во-первых, это явно недостаточная прозрачность при формировании правительства, областных и районных глав администрации, что, с одной стороны, приводит к ожесточенной борьбе за властные должности представителей разных партий, которые в блоке победили, но теперь уже думают о весенних 2006 г. выборах в парламент, а с другой — провоцирует на выступления «улицу», а она, при всем уважении к ее взглядам и симпатиям, все-таки не «отдел кадров» для объективного отбора лиц на ответственную работу. Не говорю уже о том, что ею также можно умело манипулировать для достижения определенных целей теми или иными лицами или группами лиц.

Во-вторых, много говорилось и говорится ныне о нравственности власти, обязанной не разъединять, а наоборот, объединять наше общество. К сожалению, утверждаясь, новая власть далеко не всегда, по моему пониманию, сама ее придерживается. Полностью разделяю идею необходимости обновления руководящего состава силовых министерств и структур, но, например, очень неприятное впечатление производит «чистка» генералитета в МВД, поскольку массовое увольнение с должностей сопровождается унижением достоинства элиты офицерского корпуса. Именно так лично я воспринял следующее утверждение уважаемого господина министра Юрия Луценко, которого искренне уважаю за личное мужество, принципиальность и честность: «Это первый генерал, который назначен начальником областного управления (в Полтавской области. — В.С. ), — все остальные полковники и, думаю, так будет и впредь». «Революцию полковников» имеем потому, что наши генералы доказали: они не умеют сделать не только подъем переворотом на турнике, но даже государственный переворот. Поэтому везде будут полковники, а в Полтаве — генерал» (Цит. по: «Україна молода», 25 февраля 2005 г.).

Это, возможно, шутка, но она крайне неудачная как для действующего министра (другое дело, если бы нечто подобное сказал кто-то из оппозиции). Я не знаю ни одного из генералов МВД, но не сомневаюсь, что большинство из них дослужились до этого высокого и почетного звания благодаря своим способностям, воле, успешному выполнению нелегких задач, которые ставились перед ними. В их возрасте и статусе все-таки, очевидно, главное заключается не в умении сделать «подъем переворотом» (это по силам любому курсанту), а в наличии накопленных профессиональных знаний и мудрости, которые ничем не заменить. Если кто-то из них нарушил присягу и законы, готовил переворот, то пусть только суд устанавливает масштабы их вины и меру наказания, если же все остальные в новых условиях неспособны выполнять возложенные на них обязанности, то их нужно поблагодарить за службу Украине и отправить в отставку, не обижая офицерской чести и человеческого достоинства.

В-третьих, наметившиеся тенденции отсутствия должной прозрачности, определенного игнорирования этических норм и значимости профессиональной пригодности при решении кадровых вопросов начинают набирать силу и в системе высшего образования, причем в уродливых формах. Если смена кадров в органах власти и силовых структурах, несмотря на отдельные недостатки, все же происходит строго в рамках правового поля, то в сфере функционирования высшей школы предпринимаются попытки сместить ректоров (Ужгород, Ровно, Черкассы и другие города) при помощи революционно настроенной студенческой молодежи. Несомненно, последняя имеет право на свое мнение, которое необходимо уважать. Но ведь в университетах есть еще коллективы преподавателей и сотрудников, с позицией которых также нельзя не считаться, функционирует Министерство образования и науки, которое с ректорами заключает соответствующие контракты о выполнении ими должностных обязанностей сроком на 5—7 лет, существует, наконец, соответствующее законодательство, которое предусматривает правовую процедуру назначения и увольнения ректоров. И вот что бросается в глаза: информация о событиях подается преимущественно односторонне, в свете требований студентов и без выяснения позиции другой стороны. Молчит и Министерство, понятно, что новому министру за очень короткий срок пребывания на должности трудно выяснить сущность этих конфликтов, которые создают крайне неблагоприятную атмосферу для нормальной деятельности вузов. Знаю это не по слухам, а на примере Каменец-Подольского государственного университета (работаю в нем уже 35 лет), в котором появилось две листовки от имени студентов («настоящих патриотов» Украины) с призывами к коллективу выразить недоверие ректору проф. О. Завальнюку и добиваться смещения его с должности, поскольку он выступал доверенным лицом В. Януковича.

На них можно было бы не обращать внимания (они анонимны и неправдивы), если бы логично не вписывались в упомянутый процесс. Во-первых, скоординированность действий радикально настроенной молодежи наводит на мысль, что это не отдельные/разрозненные стихийные протесты, акции студентов, а организованная политическая кампания, которая проводится какой-то силой (возможно, с привлечением на местах отдельных «полевых командиров»), очевидно, с целью взять под контроль учебные заведения (не исключено, что подобному давлению подвергаются также руководители техникумов, даже школ). Во-вторых, меня поражает тот факт, что лидеры отдельных молодежных организаций заявляют о составлении «черных списков» «неблагонадежных лиц», а соответствующие властные структуры, которые обязаны следить за строгим соблюдением законности, защищать права, свободы и обязанности граждан, будто набрав в рот воды, делают вид, что ничего не происходит. Почему? Кому выгодно это цинично-вопиющее нарушение прав Человека? Неужели списки делаются не для запугивания и шантажа тех или других граждан? Разве это не рафинированная аморальность — прикрываясь плащиком революционной бдительности (необходимости «очищения») и добропорядочности, по собственному усмотрению делить людей на «белых» и «черных», держа последних в постоянном нервном напряжении и страхе? Как же тогда с идеалами оранжевой революции, с высокими принципами построения демократического гражданского общества?

В контурах пунктирно вырисовывавшейся картины мне виделось что-то знакомое, но что именно — понял не сразу. Ключом к разгадке стала следующая услышанная фраза в телевизионной передаче о событиях в Черкасском университете: студенты, которые настаивали на отставке ректора, сначала требовали от него извинения за чинившиеся им притеснения во время избирательной кампании; а когда он отказался, — решили перейти к радикальных действиям. И сразу же вспомнил, что все это отдаленно напоминает акции групп «хунвейбинов» («красных охранников») в Китае на начальном этапе «культурной революции» (1966—1976 гг.). Созданные из революционно настроенной учащейся молодежи (преимущественно студентов), они брали на себя задачи «перевоспитать» преподавателей, «помочь» им избавиться «от буржуазных привычек». А после того учиняли привселюдные судилища: преподавателей, профессоров, работников ректората вынуждали каяться в существующих и надуманных «грехах», признавать свои «ошибки», просить прощения и давать обещания «исправиться». С непокорными «врагами» расправлялись или доводили их до самоубийства. Позже взялись за работников культуры, ученых, парткомы, местные органы власти и так далее. Всего же за годы «культурной революции» было репрессировано 2660 писателей, 142 тыс. преподавателей, 53 тыс. деятелей науки и техники.

Конечно, нет никаких оснований говорить о наличии аналогий между упомянутыми процессами в Украине и китайской «культурной революцией». Однако контуры призрака определенных элементов «хунвейбинизма», если вовремя не принять решительные меры, могут стать реальностью. Одержанные первые победы (если ректора будут уволены или «добровольно» уйдут в отставку) могут послужить импульсом для оказания такого же давления «революционеров» (при существовании «черных списков» и определенного компромата) на отдельных проректоров, деканов, завкафедрами, преподавателей и так далее. «Революционный зуд» заразен и имеет свойство особенно быстро распространяться в гуманитарной сфере. Причем наблюдается следующая тенденция: чем ниже профессиональный уровень лиц, пораженных этой «болезнью», тем круче уровень их «революционности». Опасаюсь, что у них может появиться искушение вмешаться в функционирование научных институтов, академий наук, учреждений культуры и др. Не могут не вызывать обеспокоенность экстремистские заявления некоторых молодежных лидеров о намерениях экспортировать «оранжевую революцию» в страны СНГ (кстати, «хунвейбины» призывали поднять знамя Мао Цзедуна на Красной площади в Москве). И опять же не понимаю, почему нет их официального осуждения и опровержения со стороны соответствующих властных структур? Но ведь они дискредитируют идеи революции; направлены на грубое нарушение международного права, и не сомневаюсь, что попытки их реализации станут тяжелым ударом по международному имиджу Украины.

Господин Президент, Вы знаете, в каком критическо-тяжелом положении находится высшее образование. Его выживание по сути было бессовестно переброшено на плечи ректоратов, которые занимались и занимаются решением всего комплекса проблем (от выплаты заработной платы до сохранения творческого потенциала коллектива) жизнедеятельности вуза. А значит (особенно в провинции) приходилось волей-неволей искать опору в органах власти, без которой шансы на успех сводились к нулю. Став заложниками этой системы отношений, ректоры вынуждены были под их давлением (а оно было невероятным) соглашаться на участие в избирательной кампании на стороне В. Януковича (кстати, такая же судьба постигла многих директоров средних учебных заведений), и теперь нет ничего легче, чем делать их козлами отпущения, обвиняя в различных нарушениях. Значительно труднее решиться новой власти взять на себя хотя бы часть вины предыдущей перед работниками образования и извиниться от имени украинской власти в целом за все 13 лет их постоянного унижения, за аморально-жалкую зарплату, которой не хватает на проживание, бесправность, полную зависимость от своеволия власти и втягивания в политическую борьбу в роли заложников; поблагодарить за честный и самоотверженный труд, взять на себя обязательства исправить в ближайшие годы ситуацию к лучшему. Но для этого нужны совесть, мужество, честность и ответственность за собственные поступки не на словах, а в практических действиях. Ведь недаром мудрость гласит, что именно «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Господин Президент! Осмелюсь напомнить следующее Ваше утверждение, которое полностью разделяю: «В моем понимании учитель — это стратегически самая важная для государства профессия. Ведь психологическое и моральное состояние человека, его здоровье зависят в первую очередь от его образования, знаний и социальной активности». Обращаюсь к Вам как верующий человек к верующему, как педагог к сыну родителей-педагогов, как свободный гражданин к избранному свободными голосами Президенту с просьбой и требованием: примите необходимые меры для подавления в самом зародыше негативных процессов и явлений, которые несут потенциальную угрозу образованию, науке, культуре, демократии, правам и достоинству Человека; строго запретите «полевым командирам» брать на себя функции теневой власти, превращаться в «вершителей судеб» Людей. Обещаю: если будет оказываться давление (снизу или сверху) на ректора Каменец-Подольского университета, будут звучать угрозы его увольнения с должности (на недавно проведенном собрании трудового коллектива вуза его действия как руководителя учебного заведения получили полную поддержку), одену снова оранжевый шарф, выйду на Майдан и обращусь с призывом к коллективу университета (а он принимал самое активное участие в революционных событиях; ученый совет уже 26 ноября исключительно демократическим путем принял постановление признать власть Комитета национального спасения Украины и присоединиться к Всеукраинской политической забастовке, копию которого прилагаю в качестве дополнения к письму), ко всем гражданам города начать акцию протеста против призраков «хунвейбинизма», против пренебрежения идеалами оранжевой революции. Сделаю это потому, что, приняв участие в ней, ощутил себя Гражданином; хочу иметь моральное право смотреть в глаза своих коллег, студентов и просто собеседников; дорожу своей честью и очень хочу, чтобы в Украине началась реализация провозглашенного Вами фундаментального программного положения: «Я не позволю унижать человеческое достоинство».

                                                                                                                                                       1.03.2005
С глубоким и искренним уважением Валерий СТЕПАНКОВ, экс-член стачкома и комитета национального спасения г. Каменец- Подольского, академик Украинской академии исторических наук, доктор исторических наук, профессор, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, заслуженный работник народного образования Украины, завкафедрой всемирной истории Каменец-Подольского государственного университета

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать