Проблема второй руки

Попытки хотя бы каким-то образом собрать наконец парламентское большинство в Верховной Раде уже длительное время не приносят успеха. И координационный совет большинства как будто регулярно собирается, и вопросы важные согласовываются, но реально большинство практически не материализуется. До сих пор не избран новый координатор большинства, который должен был заменить руководителя фракции НДП Александра Карпова. А как этого координатора избрать, когда собрать всех депутатов-большевиков никак не удается? Или нет такого желания.
Положение в большинстве напоминает однокомнатную квартиру, где продолжают обитать супруги, которые де-факто такими не являются. Можно оформить все юридически, только уйти некуда. Те, кто «разбил семью», сами без жилой площади, а поэтому чужим практически людям приходится ежедневно ночевать под одной крышей.
Фракции «Батьківщина», ее парламентским сателлитам и сочувствующим назад дороги как будто нет. После всего, что было сказано господином Турчиновым (вчера и не только) и его единомышленниками в адрес «олигархов», как порядочным людям, не пристало бы опять моститься в общую постель, прошу прощения, парламентского большинства. Но куда идти?
Вчерашнее обсуждение в Верховной Раде проекта закона о парламентском большинстве и оппозиции еще раз воочию осветило эту проблему. В то время, как большинство народных избранников слушали доклад авторов проекта или из буфета, или из кулуаров, активность проявляли преимущественно те депутаты, которые, с одной стороны, понимают неизбежность определения своего статуса, а с другой — стремятся оттянуть момент определения собственной позиции на как можно более долгий срок. Другого не остается — места в оппозиции давно и крепко заняты левыми. Как только произойдет — если произойдет — официальная структуризация парламента по принципу «большинство-меньшинство», все увидят небольшую группу политиков, которые оказались ни с первыми, ни со вторыми. Группа эта будет настолько небольшой, что в раскладах при голосованиях ее можно будет и не учитывать. Поэтому естественным является желание депутатов группироваться хотя бы в неформальные объединения, которые никого ни к чему не обязывают.
Именно такое объединение состоялось во вторник между парламентской группой «Трудова Україна» и фракцией Народно-демократической партии. Подписание соглашения между ними было обставлено как серьезный политический акт: Игорь Шаров и Александр Карпов в присутствии депутатов своих фракций и прессы подписали текст соглашения и обменялись им под сдержанные аплодисменты, не прибегая к объятиям и поцелуям. Если ознакомиться с текстом соглашения, то повода к объятиям действительно нет. Профессионально разрекламированный документ содержит перечень совместных действий, которые депутаты указанных фракций осуществляли в рамках большинства и до этого. Согласитесь, что для «координации деятельности», «выработки согласованных позиций», «постоянных консультаций», «подготовки общих заявлений», «солидарного голосования» и тому подобных действий совсем не обязательно было скреплять подписями отдельный документ. В то же время «Трудова Україна» совсем не напоминает собрание политиков, подверженных пустословию и напрасному расходованию бумаги.
Скорее всего легкий альянс между фракциями должен был продемонстрировать одно из вероятных направлений будущих предвыборных торгов. Обессиленная, но хорошо структурированная НДП вместе с мощной, но не обеспеченной структурами «Трудовой Украиной» должны, похоже, выглядеть серьезным собеседником с альянсом СДПУ(о) и «Возрождением регионов».
Нельзя не заметить, что одновременно с подписанием соглашения с фракцией НДП парламентские «трудовики» заявили, что без перерегистрации членов большинства в ВР не может быть и речи о подписании уже практически готового соглашения между правительством и парламентом. В заявлении за подписью Игоря Шарова недвусмысленно сказано, что «нельзя, чтобы одной рукой депутат подписывал соглашение с правительством о взаимодействии, а другой держал транспаранты с антивластными лозунгами». Нужно думать, что и «трудовики», и народные демократы определились, что следует делать второй рукой. Основной нагрузкой для свободных конечностей народных избранников должно быть дружное или, если угодно, «солидарное» нажимание кнопок при голосованиях в составе большинства. Хотя одновременное задействование обеих рук здесь и не обязательное. Можно сначала подписаться, т.е. определиться, к какому лагерю принадлежишь, а потом голосовать. И опять освобождается одна рука — а значит большинство еще будет иметь проблемы со своей формализацией. До тех пор, пока закон о парламентском большинстве и оппозиции не будет принят окончательно.
Выпуск газеты №:
№61, (2001)Section
Панорама «Дня»