Продавать «воздух»
Как пользоваться Киотским протоколом?Верховная Рада наконец- то ратифицировала Киотский протокол — один из самых полезных, по мнению экологов, международных документов, предусматривающий уменьшение объемов выброса парниковых газов. А в профильном министерстве уже заговорили о конкретных технологиях его внедрения. Первым шагом стали переговоры со Всемирным банком, дабы те финансово поддержали создание в Украине единой системы мониторинга загрязнения воздуха. Как прокомментировал этот факт министр экологии Сергей Поляков, мероприятие, которое, кстати сказать, для стран ЕС — пройденный этап, оказалось для нас слишком затратным. А без системы мониторинга не может быть и речи о таком выгодном для Украины пункте Киотского протокола, как торговля квотами на загрязнение.
На самом деле, воздушный бизнес, а именно — возможность страны продать «разницу» между установленной для нее нормой выбросов и реальными тоннами загрязнения — для Украины довольно выгоден. «Потолок» установили как раз до начала резкого спада производства, в начале 90-х. Благодаря этому страна попала в относительно «благополучный» по количеству выбросов список. И несмотря на ощутимый рост ВВП в последние годы, эксперты утверждают, что до 2008 года Украине не удастся вернуться к показателю выбросов до 1991 г. В итоге наш резерв составляет как минимум 464 тыс. тон. Это означает, что Украина имеет все шансы заключить договор с какой-либо страной, которая, увы, не может вписаться в установленные для нее экорамки. Она выкупит у нас запас и тем самым избежит санкций, которые предусмотрены Киотским протоколом на случай невыполнения страной своих обязательств.
Подобные сделки для Украины обещают быть прибыльными. Если изначально называлась цена в пять долларов за тонну квоты, то теперь речь идет о 15—20. Отсюда, считают эксперты, продавая «горячий воздух», страна могла бы ежегодно получать от 1,5 до 2,5 млрд. долларов. Тем более, сразу после подписания Украиной в 1999 году протокола, ею заинтересовались. В том плане, что возникли идеи не просто покупать у нее квоты, а совершать бартерные сделки. Украина делится своим резервом, а взамен его получатель модернизирует и очищает здесь производство. И в данном случае мы бы могли быть полностью спокойны; распродав квоты, мы не столкнемся с тем, что их потом придется покупать.
Словом, все могло бы быть иначе, если бы не одно «но». И заключается оно даже не в том, что Украине еще надобно оформить немалое количество документов и провести инвентаризацию промышленных выбросов. А в самом Киотском протоколе. Он, как известно, не может полностью вступить в силу, пока его не ратифицирует страны, на совести которых 55% загрязнения. Сейчас к протоколу присоединилось 118 государств, что, в принципе, довольно неплохой показатель. Проблема же заключается в том, что с условиями документа согласились как раз далеко не самые «парниковоопасные» страны. США, например, занимая первое место в этом списке, по поводу Киотского протокола высказали категоричное «нет». Так как это существенно увеличит нагрузку на экономику, которая и так замедлила свой рост. Кроме того, Джордж Буш заявил, что протокол несправедлив по отношению к Америке, и за его ратификацией последует повышение цен на бензин и другие нефтепродукты, природный газ, электричество.
Заставить «работать» документ могла бы еще Россия, копирующая Штаты. На данный момент именно там находится «контрольный пакет акций», и поддержка ею протокола обеспечила бы недостающие проценты. Но, похоже, и этому варианту не суждено воплотиться в жизнь. На днях экономический советник российского президента Андрей Илларионов заяв ил, что реализация и даже подготовка к реализации протокола заметно затормозит экономический рост страны. Несмотря на то, что сегодня Россия теоретически еще могла бы, равно как и Украина, торговать квотами, это, по его мнению, далеко от действительности. «Если США нет в протоколе, кому же понадобится чистый воздух? Отсюда, с учетом роста ВВП, Россия может стать не продавцом, а покупателем квот, что обречет ее на бедность и отсталость», — считает А. Илларионов.
В то же время эксперты полагают, что ежегодный всемирный объем продаж квот может составить около 150 млрд. долларов. Поскольку только за последние 20 лет количество выбросов в некоторых странах возросло почти вдвое. Украина, по сравнительным данным за 1998 год, «производит» около 500 млн. тонн углекислого газа в год. При том, что США — все 6,5 млрд. Но даже несмотря на столь явную разницу, отечественные экологи считают, что в циклонах, наводнениях и несезонных заморозках, которые характерны для Украины в последнее время, виновна исключительно промышленная «грязь». Как считают в Национальном экологическом центре, развитие альтернативных источников энергии и внедрение «чистых» технологий могло бы предотвратить экологические катастрофы, на ликвидацию которых тратятся миллионы гривен. Более того, заведующая лабораторией генетического мониторинга Института гигиены и медицинской экологии Ольга Тимченко считает, что резкий рост в Украине онкозаболеваний напрямую связан с качеством воздуха. И, по ее мнению, требование протокола, не превышать, а наоборот, уменьшать, показатели по выбросам 90-го года могут стать профилактикой очень многих заболеваний.
Впрочем, справедливости ради, стоит сказать, что лишь трем странам за эти 14 лет удалось сократить объемы выбросов. Это Россия, Украина и Германия. Первые две — из-за экономического кризиса. Благодаря экологическим законам положительных результатов достигли лишь в ФРГ.
Отсюда, по мнению главы комитета ВР по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Геннадия Руденко, политика государства должна быть такой: загрязняешь — плати. Никто, по его словам, не против, чтобы в Украине или в какой-либо другой стране функционировали «грязные» производства. Единственное — государство в целом или предприятие в частности должны заплатить за это.
Выпуск газеты №:
№24, (2004)Section
Панорама «Дня»