«Программное» испытание
Программа правительства (рабочее название — «Реформы для благосостояния»), созданная на основе послания Президента к парламенту, будет передана в парламент на следующей неделе. Ее главными приоритетами объявлены: увеличение экономической свободы граждан, экономических субъектов и регионов, обеспечение демократичности принятия решений и сильная социальная политика.
По словам министра экономики Сергея Тигипко, результатами ее выполнения должны стать: вступление Украины во Всемирную торговую ассоциацию до конца 2000 года, подготовка условий для ассоциированного членства в Евросоюзе, уменьшение внешнего долга, погашение всех долгов по зарплатам, пенсиям и другим социальным выплатам. Вместе с тем, по его мнению, выполнение программы может столкнуться с определенными трудностями: отсутствием общественной поддержки правительства, отказе кредиторов реструктуризировать долговые обязательства, срыве конструктивного сотрудничества с парламентом. Он считает, что неприятие ВР программы правительства — равносильно выражению недоверия премьер-министру и правительству и ведет к его отставке. Кроме того, как серьезный риск министр экономики выделил сопротивление реформам со стороны «отдельных экономических агентов, для которых экономический и правовой хаос является выгодным, и тех, кто получал льготы, какие-то разрешения и на чьи интересы мы сегодня наступаем».
По мнению спикера ВР Ивана Плюща, парламент может рассмотреть этот документ уже в этом месяце. Он также отметил, что соглашение о солидарной ответственности между парламентом и правительством по выполнению этой программы может быть подписано только после ее принятия.
Комментируя заявления С. Тигипко, первый вице-спикер Виктор Медведчук отметил, что ВР ни одним своим действием не создала ситуации, которую можно было бы расценивать как неблагоприятную для решений правительства, — сообщает Интерфакс-Украина. «Основанием для реального «риска», перефразируя министра экономики, скорее всего станет демонстративное и ничем не мотивированное игнорирование Кабинетом Министров своих обязательств перед парламентом», — заявил В.Медведчук, отметив, что «именно так можно расценить тот факт, что премьер-министр, даже не согласовав набросков своей программы с народными депутатами, уже представил их послам иностранных государств». Необычно резкий тон заявления В.Медведчука ставит под сомнение беспроблемное прохождение правительственной программы в ВР.
А народный депутат Борис Беспалый, комментируя «Дню» ситуацию, отметил: «Программу правительства нужно рассматривать в контексте политической ситуации. Очевидно, что ее «выведение в свет» произошло несколько некорректно — именно об этом и говорил Виктор Медведчук. На мой взгляд, эта некорректность была допущена специально, поскольку часть «партии войны» в окружении Президента не заинтересована в эффективном сотрудничестве правительства и парламента. Это те силы, которые инициировали референдум и поддерживают курс на разгон парламента. Программа была подана в парламент таким образом, чтобы задеть влиятельные силы в ВР и спровоцировать конфликт на основе личных интересов. Это полностью политические маневры, никоим образом не связанные с экономическим содержанием программы».
Между тем, в возможном противостоянии с парламентом, у правительства единственный видимый (и к тому же не вечный) ресурс прочности — это тот кредит доверия, который получил Виктор Ющенко. Реальная база поддержки этого правительства — мелкий и средний бизнес, но как раз для укрепления своих позиций в этом социальном секторе Кабмин пока ничего не сделал. При отсутствии влиятельных союзников в регионах, реальной медиа-поддержки однозначно «своих» фракций в ВР правительство может просто «провиснуть», несмотря на декларируемую поддержку Президента.
АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Владимир ПОЛОХАЛО, политолог:
— Сильные стороны Кабинета В.Ющенко — это, во-первых, имидж реформаторов, в первую очередь, самого Виктора Ющенко. Второе: распространение на уровне сознания политически активной прослойки населения стереотипа о меньшей связи правительства Ющенко с украинскими олигархами. Хотя она, бесспорно, существует. Третье: наличие пока что определенного кредита доверия со стороны населения, но он постепенно иссякает. Четвертое: определенная самостоятельность правительства в проведении административной реформы и в кадровой политике. Внешний положительный фактор: определенная поддержка международными структурами и позитивный имидж на Западе. Среди слабых сторон Кабмина есть объективные и субъективные, т.е., полученные правительством в наследство, и «приобретенные» — ошибки, которые оно допустило в период своего существования.
Главная слабость — это то, что оно вынуждено действовать в рамках реактивной политики — реагировать на то системное состояние социально-экономической и политической деградации, в котором находится Украина. Это значительно снижает срок стратегических направлений деятельности. В этом смысле правительство Ющенко находится в намного худших условиях, чем правительства в Польше и других странах, взявшие на себя неблагодарное право осуществления непопулярных шагов.
Также значительно ослабляет позиции Кабмина отсутствие в обществе социальной базы реформирования, т.е. критической массы, необходимой для поддержки реформ в Украине. Средний украинец сегодня индифферентно относится к реформам. В этом контексте проблема правительства в том, что оно плохо знает свое общество и надеется на большее, чем оно способно сегодня.
Третья слабость: наличие реальных рычагов влияния на правительство и контроля за ним со стороны мощных финансово-политических групп, поскольку продекларированные цели правительства в известной степени противоречат их бизнесовым интересам. Выделяются также слабая связь и влияние правительства на региональные политические и бизнес-элиты, в связи с чем имеет место скрытое раздражение и нелояльность местных элит в отношении бюджетной политики.
Пятая: определенная несамостоятельность и несамодостаточность в формировании основных направлений стратегии и тактики перемен. Это сказалось, в частности, в отсутствии влияния правительства на формирование послания Президента к ВР, которое готовилось, как известно, под руководством главы Администрации Президента.
Шестая: тотальная зависимость Украины от Запада и Востока, роль Украины как буферной зоны в нынешних геополитических комбинациях и рекомбинациях.
Слабым местом правительства является также то, что ему приходится параллельно осуществлять целый ряд абсолютно различных мероприятий: административная реформа, весенне-полевые работы, энергетический кризис. Все это не под силу не только правительству Ющенко, но и любому другому на просторах постсоциалистического мира.
Кроме того, когда речь идет о некоторых политических фигурах в Кабмине, имеющих реальные рычаги влияния, то мне кажется, что вокруг Ющенко сгруппировались далеко не единомышленники. И действия, например, Юлии Тимошенко свидетельствуют о том, что в Украине есть значительная проблема с пониманием национальных, государственных и корпоративных интересов. И часто последнее выдается за первое или за второе.
Следовательно, правительство не имеет четкой поддержки ни среди политического класса, ни в обществе, где просто объективно не существует социальной базы такой поддержки, и где один из основных действующих мотивов политического поведения — «чтобы не было хуже». Поэтому объективная логика политического процесса подсказывает недолговечный срок существования Кабинета Ющенко. И в значительной степени его появление, его нынешняя непоследовательность действий являются фактором политической конъюнктуры, конкретной политической ситуации, а не результатом готовности общества и политических элит к реальному демократическому реформированию. Скорее всего, правительство Ющенко используется как необходимая международная легитимация Украины как государства, которое декларирует демократические ценности.