Перейти к основному содержанию

ПРОГУЛКА ПО КИЕВУ с Николаем Жариковым

11 октября, 00:00
На прошлой неделе («День» № 177 и № 178) мы гуляли по столице с Ларисой Скорик, сегодня продолжаем рубрику с известным архитектором Николаем Жариковым. Не наша вина, что прогулка получилась «не без огорчений», как заметил автор.

В прошедшее воскресенье я прошел по историческому маршруту от Софийской до Контрактовой площади, поневоле останавливаясь в местах, пораженных архитектурно-чиновничьей болезнью, занесенной сюда своими же зодчими, которая оставляет неизгладимые уродливые следы на челе города. Дело в том, что здесь, как нигде в Киеве, до последних лет сохранялась его неповторимая историческая аура, которая сегодня представляет величайшую национальную ценность. В дальнейшем, с улучшением условий жизни, в обществе появится большая потребность пользоваться этим богатством. Мировой туризм через него будет не только познавать нашу историю и культуру, но и приносить большие прибыли в бюджет страны. Все производимые сейчас здесь околоархитектурные упражнения недостаточно компетентных в градостроительстве специалистов отзовутся в будущем большими не только духовными, но и финансовыми убытками. К сожалению, не все еще это поняли. Думаю, что вряд ли где еще в цивилизованном мире есть подобные примеры проведения различных строительных работ в заповедной зоне Софии Киевской и архитектурного ансамбля ее площади. Работ без нормально продуманных, обсужденных с общественностью проектов, без археологических изысканий. Работ, производимых экспромтом, в спешке. Конечно, если бы все это носило цивилизованный демократический характер, не появился бы здесь бетонно-стеклянный готель- монстр, который при полном завершении строительства не только подавит жемчужину нашей древнейшей архитектуры и культуры Софию Киевскую, но и основательно изменит историческую среду площади. Начало этому было положено реконструкцией последней, в результате которой памятник Гетману Б.Хмельницкому утратил свое значение, а желтый керамический кирпич мощения, разбитый на крупные квадраты, как и надстройка мансарды на стоящем рядом старинном жилом доме по ул. Владимирской, 22, значительно изменили характер архитектуры площади.

Установленные сейчас здесь многочисленные бочки с деревьями продолжают удивлять потерей вкуса и, естественно, средств. Откровенно говоря, я бы предпочел вместо этого видеть прежнюю обстановку, а потраченные колоссальные средства — работающими на поднятие экономики города. Таким бы образом были сохранены наши духовные ценности и преумножены доходы.

По пути к Андреевскому спуску грубым диссонансом звучит возведенное недавно в стекле и бетоне здание банка по ул. Владимирской, 12. Единственное в Киеве место с хорошо сохранившейся интересной исторической капитальной застройкой понесло потери. Ума не приложу, почему появилось здесь такое совершенно чуждое исторической среде здание. Справедливости ради, скажу, что здание сделано добротно, богато. Полированный гранит, мрамор, стекло, металл. Но вот именно этим, да еще непомерным для этого места размером оно и разрушило ауру — историческую среду, которой нет цены. Это место древнего города Владимира, здесь почти рядом остатки фундаментов Десятинной церкви, Андреевская церковь. Здесь сама история Киева. И вдруг — стеклянный банк!

«Нарисованные» камнем фундаменты Десятинной, о которых упоминалось, мало о чем говорят. Здесь явно недостает информатики. Какая она была, Десятинная. Может, поэтому и вышло распоряжение Президента о проведении конкурса. Однако противники воссоздания заблокировали его выполнение Кабинетом Министров. Главный аргумент — нет достоверных источников, а строить еще «новодел» вроде Золотых ворот в мире не принято. Не научно. Но для того и проводятся конкурсы, чтобы ответить на эти вопросы. Я тоже не сторонник неизвестного воссоздания. Но конкурс может дать много других идей. Например, лазерное изображение храма или сооружение небольшого памятного макета по имеющимся исследованиям ученых. Все это может сделать ценнейшее историческое место более посещаемым. Пройдя в глубь территории, где предполагают соорудить памятник князю Святославу, полюбовался видом на гору Дитинец, взглянул на древнее Урочище, разделяющее нас, и к величайшему огорчению, обнаружил, что внизу на территории этого небольшого урочища... строятся богатые виллы. Я знал, что ими застраивают Гончары — Кожемяки, но чтобы в таком уникальном историческом месте — предположить не мог. Очень жаль, что несколько частных домов с мерседесами и джипами не позволят теперь многим, многим людям любоваться удивительным пейзажем. Кстати, проход людей на эту территорию будет им, как говорят, заказан. На пути установят знак «приватно». Это чтобы не беспокоили хозяев. Бывая за рубежом, знакомясь с интересными местами пригородов, я не раз испытывал неприятное чувство унижения, остановленный такими знаками. А ведь рядом исторический музей, посетителей много. Кстати, последний произвел на меня тягчайшее впечатление. Мы столько с разных трибун слышим об истории Украины, о наших корнях и приоритетах. Но зайдите в музей. Это учреждение периферийного уровня. Если бы не археология с нумизматикой и современная история с вещами Леонида Макаровича, нечего было б и смотреть. Вот куда нужно было потратить хоть часть тех сумасшедших средств, что закопали в землю. Стыдно, ей-Богу, в столице независимого государства не иметь достойного музея его истории.

С такими мыслями и опущенной головой покидал я Андреевский спуск. В самом низу, у его начала, в разрыве между зданиями, велось строительство нового жилого дома или офисного здания. Все, кто идет на Андреевский снизу, не очень обращают внимание на архитектуру его первых домов начала ХХ в. Многие запоминают именно разрыв между домами, в котором как на картине «врисована» Андреевская церковь. Такое многого стоит. Это привлекает взгляд, запоминается. Я не раз думал о судьбе этого незастроенного участка. Воображение рисовало одноэтажное здание кафе в старом стиле. Или антикварного магазина. Сверху, на крыше, — открытая площадка-кафе с видом на Андреевскую церковь. Теперь картина, которой любовались все, будет закрыта. Из окон спальни или офиса нового дома ею будет любоваться всего лишь несколько человек. Образно говоря, ее приватизируют. Даром. Столько говорим о развитии туризма, о предполагаемых доходах, а делаем все наоборот. А ведь эта живая картина с Андреевской церковью, может, и есть та притягательная сила для туристов, в которую и деньги не нужно вкладывать. Только не закрывайте.

На площади рядом с Контрактовым домом мысленно представил новое здание мэрии по проекту архитектора Гесте, которое горадминистрация думает построить, исправив историческую несправедливость царского правительства, обделявшего Украину средствами на подобное строительство. Идея неплохая, но я бы сейчас тоже на это средств не выделил. При нашей теперешней технологии и размахах это потянет миллионов на десять. Зеленых. Пять-шесть на дворец. Остальные в землю. Не время, панове. А рядом на ул. Спасской с видом на Контрактовую, в заповеднике Древний Киев, вовсю идет строительство еще одного жилого дома. Но это уже не частная стройка, а муниципальная. Говорят, что заместитель главы городской администрации М. Голица много усилий приложил, чтобы получить в управлении, призванном охранять эту территорию от подобных набегов, согласовывающие подписи. Трудно, видно, пришлось и санитарным органам, так как дать согласие на строительство жилья на затесненном участке, где, как говорят, ни кола ни двора, тоже дело незаконное. Так что скоро Контрактовую площадь с севера «украсит» новый жилой дом. Не для очередников, конечно. Вот такие в заповеднике Древний Киев «пироги».

Ну, а последний аккорд моих разочарований в тот день прозвучал на Крещатике, у его старого квартала. На реконструируемом здесь четырехэтажном доме... появился металлический каркас будущей большой мансарды. Трудно было поверить в то, что происходит. Объясню, почему. Двадцать лет назад Киевский горисполком принял решение отселить все организации из этого старого квартала и поставить его на реставрацию. Этому предшествовала большая творческая работа архитекторов, проводились конкурсы, диспуты, искали правильное решение. Городское руководство со специалистами и общественностью пришли к убеждению, что чудом сохранившаяся часть старого квартала Крещатика сейчас уже представляет историческую ценность, и ее нужно сохранить, поставив на реставрацию. Но время так называемой перестройки внесло свои коррективы. Денег на эти цели не стало. А власти потихоньку раздали его коммерческим структурам.

Этот дом под № 50 оставался за городской администрацией. Не берусь пересказывать дальнейшую его родословную, но сейчас заказчиком его реконструкции является фирма «Арго-трейдинг», представляющая собой совместное украинско-ирландское предприятие, которое возводит над своим офисом злополучную мансарду-шапку (очевидно, для ирландской стороны, так сказать, на иностранный манер). Это наносит архитектуре Крещатика непоправимый ущерб. Преследуя свои коммерческие интересы, заказчик стремится получить здесь как можно больше квадратных метров, стоимость аренды которых на Крещатике огромна. Ведь это самый центр. Он не знает теории и истории архитектуры, как и гражданской этики в этих вопросах. Он знает правила и неписаные законы рыночной экономики. В условиях дикого капитализма, черты которого сейчас особенно проявляются в архитектурно-строительной сфере, борясь за выживание или получение сверхприбылей, ему некогда познавать историю, тем более архитектуру, повышать свой интеллект до уровня самосознания происходящего, понимания, что это аморально. Такое произойдет еще не скоро, да и не со всеми. И рассказать ему об архитектурной и исторической ценности старого квартала Крещатика и его дома под № 50 сейчас должны были соответствующие архитектурные и памятикоохранные органы. Рассказать о том, что эта мансарда по объему и форме совершенно не характерна для архитектуры квартала, что и без того большой, выделяющийся среди других дом с надстройкой мансарды полностью «разрушит» все, что мы до сих пор хранили и что собственно и составляет его историко-архитектурную ценность. Это будет начало конца старого квартала. Когда я вижу некоторые старые дома, занятые фирмами и по- хозяйски приведенные ими в порядок, вспоминаю старый квартал Крещатика с убогими запущенными фасадами. Неужели их постигнет та же участь? А столичное телевидение будет крутить ролики, где архитекторы и их сообщники будут призывать киевлян привыкать к их ремеслу. Много, очень много ценностей теряет столица Украины на виду у всего мира. Обидно, господа. Очень обидно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать