Пропавшая грамотность
ХХI век предъявляет новые критерии образованностиЗавтра — Международный день распространения грамотности. По решению ЮНЕСКО этот день отмечается с 1967 года. По данным этой организации, в мире насчитывается 880 млн. взрослых, не умеющих ни читать, ни писать (из них две третьих — женщины), не ходят в школу 113 млн. детей школьного возраста. Эта проблема, в первую очередь, касается некоторых стран Африки и Азии. Что касается Украины, то у нас дети, как правило, еще на подступах к школе, уже имеют начальные навыки по чтению и письму, но это совсем не значит, что проблема грамотности для Украины не является актуальной. Научиться читать и писать — этого на сегодня недостаточно. Заместитель министра просвещения и науки Украины Виктор Огневьюк сказал «Дню», что считает грамотным только того человека, который владеет хотя бы одним иностранным языком, который умеет работать с компьютером и пользоваться Интернетом. Решение проблемы грамотности в ее современном понимании требует реформирования образования и подготовки специалистов по требованиям, которые предъявляются на европейском рынке труда. На сегодня уже разработан проект Национальной доктрины развития образования Украины на ближайшие 25 лет. Георгий Филипчук, член Комитета по вопросам науки и просвещения Верховной Рады Украины, на вопрос корреспондента «Дня», касающийся дальнейших шагов реформирования образования, отметил: «Развитие образования мы должны рассматривать не только с точки зрения ведомственного подхода, но и с точки зрения государственного — в контексте национальной безопасности. Будет ли Украина в ХХI веке конкурентоспособной, зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности украинского образования и науки на мировом рынке. Без концентрации финансового и кадрового ресурса реформа в образовании не состоится. В последние годы снизился порог образованности в Украине, у нас 13% учеников, начав обучение в школе, бросают, ее не закончив. Мы не должны утешать себя иллюзиями, что 12-годичное обучение даст желаемый результат, если мы не сконцентрируем внимание на проблемах дошкольного образования. Ликвидация многих дошкольных заведений, перепрофилирование их под другие учреждения, не связанные с образованием, резкое уменьшение количества детей, которые охвачены дошкольной подготовкой, — это общественно значимая проблема, ибо дети не получают на надлежащем уровне физическое, моральное и интеллектуальное развитие. Именно с дошкольного воспитания начинается грамотность будущего гражданина. Общество будет стабильным и социально справедливым, если мы будем заботиться не только об элитарном образовании талантливой молодежи (что, бесспорно необходимо!), но и о достаточном уровне образованности каждого ребенка.
Хорошо написанный закон, или Национальную доктрину реализовать может только власть, и потому нам следует иметь такую власть, которая бы поняла, что просвещенность и воспитанность должны становиться не только моральными общественно ценностными, но и экономическими категориями, чтобы выгодно было быть образованным и воспитанным, ибо это даст возможность жить лучше».
Очевидно, проблема с грамотностью в Украине будет углубляться, если не остановить миграцию умов, а это можно сделать, только создав надлежащую правовую базу, которая бы защищала нашу интеллектуальную собственность как товар и как субьект, который этот товар произвел. Уровень грамотности населения зависит еще и от доступности образования для всех прослоек населения страны. Расширение системы платного обучения при сокращении бесплатного государственного сектора создает ножницы между платежеспособностью украинской семьи и доступностью образования. Интересно, что сегодня в Украине считают грамотным лиш человека с высшим образованием — во всяком случае, так отвечали люди, которых спрашивал корреспондент «Дня» на улицах Киева.
Есть и еще один аспект. Грамотность сегодня следует рассматривать не только как сумму знаний, но еще и как функциональную грамотность, указывает Александра Савченко, вице-президент Академии педагогических наук Украины. «Это понятие, — говорит Александра Яковлевна, — характеризует потребности развитого информационного общества и это очень актуально сейчас для нашего государства. Речь идет о коммуникативной грамотности, социальной, правовой, технической — все аспекты деятельности человека, которые выходят далеко за границы фактической грамотности (простого умения читать и писать). Грамотность в процессе обучения следует перевести на определенный уровень компетентности, чтобы достичь безболезненной адаптации человека в окружающую среду, в которой человеку требуется самореализоваться. Прежде всего идет речь о тех общенеобходимых жизненных умениях и навыках, без которых нельзя жить в техногенной среде, где много коммуникаций, межличностных контактов. Возникает потребность не просто в умении читать и писать, но еще и критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять с информацией в других источниках, с предыдущим жизненным опытом — это отказ от слепой веры в печатное слово».
На каждом витке развития цивилизации понятие грамотности приобретает новое значение. Переход от индустриального общества к информационному формирует новые признаки (как когда-то говорили) страны сплошной грамотности: высшее образование, иностранный язык, компьютер. К тому же эти факторы содействуют созданию критической массы граждан, которые знают и умеют отстаивать свои права. А без этой массы «очень грамотных» гражданского общества не бывает.