Перейти к основному содержанию

ПРОТИВОСТОЯНИЕ МИФОВ: ТОРГ УМЕСТЕН

В протестных акциях появился новый персонаж
16 марта, 00:00

После того, как на первое место среди политических новостей вышли события в Киеве 9 марта, украинские коммунисты временно выпали из активного политического процесса. Их никто не бил, они — тоже никого. Создалось впечатление, и не безосновательно, что в противостоянии власти и оппозиции «против Кучмы» коммунистов как будто и нет совсем.

Такое расписание отнюдь не могло устроить партию, которая имеет наибольшую, по сравнению с другими, поддержку населения и наиболее многочисленную фракцию в Верховной Раде. Однако широко анонсируемая перед этим массовая акция протеста против «режима Кучмы — Ющенко» на самом деле оказалась собранием приблизительно трех тысяч сторонников КПУ в основном преклонного возраста, которые, если верить их плакатам, представляли свыше половины регионов Украины.

После 9 марта марш коммунистов казался прогулкой группы детского садика. Закаленная перед этим стальной арматурой милиция почти не реагировала на попытки демонстрантов нарваться хоть на какой конфликт. Пока коммунистическая колонна группировалась к походу на Кабмин, провокацию удалось устроить в помещении Верховной Рады. Помощники депутатов- коммунистов вывесили на балконе сессионного зала баннер красного цвета. Рассмотреть его никто как следует не успел, поскольку помощники других депутатов, в основном из партии Костенко, срочно занялись излюбленным делом — борьбой с комунистическо- советской символикой. Спор перешел в драку, к которой оперативно приобщились депутаты с обеих сторон, успевшие добежать до балкона со своих мест для голосования. Сделать это было просто, ибо делать на то время в сессионном зале было нечего.

Если в изобретательности относительно публичных акций коммунисты и уступают новой оппозиции, то в возможности сорвать голосование в ВР равных им нет. Оставив нескольких коллег раздавать интервью относительно балконного мордобития, члены фракции КПУ дружно оставили зал заседаний и присоединились к своим щедро намоченным дождем уличным однопартийцам. Руководителям парламента, чтобы окончательно не сорвать день голосования, пришлось ожидать возвращения авангарда коммунистической акции.

Тем временем по залу парламента прокатилась волна предложений относительно организации временных депутатских следственных комиссий. Если учесть, что депутаты у нас попадают в драки чуть ли не ежедневно, возникал риск превращения депутатского корпуса в собрание следователей, возможно, менее компетентных, чем профессиональные, зато более решительных и болтливых. Но без коммунистов невозможно было провести какое бы то ни было серьезное голосование.

Можно было, если уж выдалась такая оказия, послушать новые мысли главного марксиста страны, провозглашенные на митинге, не воспринимая их слишком серьезно. Петр Симоненко призывал сместить «режим Кучмы-Ющенко» и начать строительство социализма. Отдав дань риторике, лидер ленинцев перешел к характеристике своих конкурентов на оппозиционном рынке, претендующих на роль главных оппонентов власти. Некоммунистическая оппозиция была определена «крайне-правой ультрарадикальной силой» и обвинена в служении «интересам уголовного капитала».

В переводе на нормальный язык все это может означать, что коммунисты не желают добровольно делиться ролью непримиримой оппозиции, поэтому, если дело дойдет до переговоров и компромисса, к которым периодически призывают власть как изнутри страны, так и из-за границы, то переговоры следует вести как раз с коммунистами. Чтобы никто их не перепутал со сторонниками УБК или Форума нацспасения, участники акции несли лозунг с предложением отправить виктора Ющенко туда же, где пребывает нынче Юлия Тимошенко.

Нет сомнения, что ни до национализации банков, ни до союза с Россией, ни до заключения премьера дело в ближайшее время не дойдет. Но можно понять и коммунистов. Уступив инициативу, партия Симоненко просто вынуждена наверстывать недостаточность радикализма. Пусть лозунги коммунистов выдержаны в стиле плохого ретро, зато они подкреплены более чем сотней парламентских голосов и гарантированным без админресурса процентом голосов избирателей. Остается ожидать, получат ли лидеры КПУ за свой радикализм предложение о переговорах со властью, а если получат, то на каких условиях. Антипрезидентская оппозиция и пропремьерские силы могут получить предлог обвинить «олигархическую власть» в заговоре с коммунистами. «Дежа вю» российско-украинского сценария 96-99 становится реальным. Идем на второй круг?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать