Пять или двенадцать?
Возврат к старой системе оценок развивает комплекс неполноценностиЦентром Разумкова с 9 по 14 сентября 2004 года во всех регионах страны, как сообщает Интерфакс-Украина, проводился социологический опрос. Более двух тысяч респондентов в возрасте от 18 лет в 122-х населенных пунктах отвечали на вопрос о своем отношении к 12-балльной системе оценивания знаний школьников. Эта система оценивания знаний в украинских школах была введена в 2000 году. Согласно данным опроса, 59% респондентов к переходу на 12- балльную систему отнеслись негативно, 22% — положительно, 19% затруднились ответить на этот вопрос. В то же время, как отметил директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко, большинство граждан положительно отнеслись бы к возврату к пятибалльной системе оценки знаний. Так, 59% позитивно оценивают эту идею, 23% относятся к ней нейтрально, 9% — выступают против, 9% затруднились ответить на вопрос.
КОММЕНТАРИЙ
Начальник управления содержанием образования МОН Украины Лидия ВАЩЕНКО:
— Результаты данного социологического опроса меня крайне удивили, так как со времени внедрения в жизнь 12-балльной системы уже прошло три года. В начале эксперимента по новой системе оценивали лишь в тех школах, где педагоги и дети к этому были уже готовы. Проблема перехода на 12- балльную систему заключались не столько в изменении количества баллов, сколько в изменении самой сути подхода к учебному труду ребенка. Ведь сутью нововведения было стремление педагогов повысить самооценку наших детей и престать оценивать их неудачи негативными баллами, выражающимися в «двойках» и «единицах». По данным психологов, негативные оценки достижений в учебе очень мешали ребенку полноценно проживать свой школьный период жизни. Все дети разные, и не каждому дано успешно осваивать весь комплекс предметов по школьной программе. Негативные же оценки мешают развиваться чувству собственного достоинства и ведут к заниженной самооценке. По 12-балльной системе даже небольшая оценка — это результат позитивных достижений, которых, возможно, ребенок захочет иметь и побольше. Таким образом эта система оценивания работает на создание стойкой мотивации к обучению, к стремлению достичь большего, а не ставит на ребенке клеймо неудачника, от которого и во взрослом возрасте ему будет непросто избавиться.
Безусловно, родителям, которые выросли на пятибалльной системе и далеко не всегда отличаются педагогической грамотностью, трудно ориентироваться по 12-балльной шкале в успехах своих детей, они не знают, как реагировать на семь или шесть баллов. Ведь стереотипом воспитания у нас зачастую является удовлетворение или возмущение отметками в дневниках детей, вместо глубинной работы по становлению личности пока еще маленького человека. Однако во всем мире применяются самые разные системы оценивания знаний — от учебы без отметок до стобалльной системы, как, например, в Соединенных Штатах. Кстати, в различных штатах шкала отметок разная. В Европе чаще всего встречается 10- балльная и 12-балльная системы.
На первых порах нововведение особенно взволновало учащихся старших классов, так как они очень боялись, чтобы новшество не повлияло на «качество» аттестата, на поступление в высшие учебные заведения. Им было страшно перестраиваться в канун окончания школы, и многие выступали за сохранение пятибалльной системы. Ведь восприятие всего нового, как правило, сопровождается определенным стрессом. Сегодня эти же бывшие старшеклассники (им сейчас как раз по 18—19 лет), не испытавшие на себе в полной мере положительные моменты новой 12-балльной системы, а также люди, которые и вовсе никогда по такой системе не обучались, высказались отрицательно о том, что не имели возможности узнать или попробовать. И это вполне закономерно.
Работающие сегодня по 12- балльной системе уже года два не обращаются в Министерство образования с просьбой что-то изменить. Людей сегодня гораздо больше волнует создание прозрачного механизма приема в высшие учебные заведения, чем баллы в школе. Введение 12-балльной системы — это пройденный этап в реформировании украинского образования. Сегодня мы работаем над созданием сети независимых центров по тестированию знаний выпускников школ, для введения единого школьного выпускного и вступительного в вузы экзамена.
Нужно еще отметить, что прежняя система оценивания знаний школьников была, по сути, трехбалльной, а не пятибалльной — позитивных отметок для обозначения успехов детей в обучении было только три (отлично, хорошо и удовлетворительно). Учителей она не удовлетворяла, что выражалось в том, что для расширения диапазона в оценивании достижений учащихся испокон веков применялись плюсы и минусы. И если плюсики и минусики не отражались в классном журнале, то они всегда присутствовали в рабочих блокнотах учителей.
Выпуск газеты №:
№170, (2004)Section
Панорама «Дня»