Перейти к основному содержанию

Рабочая партия Курдистана идет в «чистую» политику

19 апреля, 00:00

Рабочая партия Курдистана, в течение 15 ти лет добивавшаяся самоуправления автономии для курдов в юго-восточной Турции с оружием в руках, заявила, что меняет свое название и отныне будет действовать исключительно законными методами. Конгресс за свободу и демократию Курдистана, как теперь называется организация, возглавит лидер РПК Абдулла Оджалан, который с 1999 года находится в турецкой тюрьме. Оджалан осужден к смертной казни, правда, жизнь ему спасло то, что Турция, стремясь стать членом Евросоюза, ввела мораторий на смертную казнь.

«Рабочая партия Курдистана выполнила свою миссию, — заявил представитель организации Риза Эрдоган. — Конгресс за свободу и демократию Курдистана — единственный ее законный наследник». Однако военизированное крыло организации не сложит оружие, пока Турция не объявит амнистию всем членам РПК, сказал Эрдоган, отметив, что курды будут стрелять только в случае самообороны. Турецкое правительство не придало особого значения этому заявлению. «Повстанцы из РПК ответственны за ряд терактов в прошлом, и не могут рассчитывать на признание только потому, что изменили название», — сказал министр обороны Турции Сабахаттин Чакмакоглу, передает «Франс- пресс». Подобные заявления прозвучали и со стороны Соединенных Штатов.

Как сообщили «Дню» в Посольстве Турции в Украине, с 1984 года жертвами организованных РПК терактов стали более 30 тысяч человек, в том числе мирные жители и западные туристы. В то же время, в столкновениях с турецкой армией на юго-востоке Турции погибло много мирного курдского населения. Сейчас РПК объявлена вне закона в Британии, Франции, Германии и Турции, Анкара и Вашингтон называют ее террористической организацией. Однако ЕС не включил РПК в свой новый список террористических группировок. В 1999 году после ареста Оджалана РПК заявила, что складывает оружие и будет искать мирное решение курдской проблемы. Такой приказ издал сам лидер. Однако, передает «Франс- пресс», турецкая армия продолжает охоту на членов РПК и кроме того постоянно оказывает давление на организации, которые считает сообщниками Оджалана, например, легальную Народную демократическую партию, которая борется за культурные свободы курдов. Впрочем, недавно Турция провела реформу, расширяющую права курдского языка. На этот шаг Анкара пошла, стремясь отвечать требованиям ЕС, и вследствие давления многих известных общественных деятелей мира, в частности, знаменитого американского лингвиста Ноэма Чомского, отстаивающего необходимость создания курдского государства.

В мире сейчас живут, по различным оценкам, до 20 миллионов курдов, в Турции — 12 миллионов, однако Анкара до сих пор отказывалась признать их национальным меньшинством и предоставить им право использовать свой язык в школах, во время официальных мероприятий, на телевидении и радио, кроме трансляции песен.

КОММЕНТАРИЙ

Игорь СЕМИВОЛОС, президент Центра ближневосточных исследований:

— Станет ли Конгресс за свободу и демократию Курдистана действенной политической организацией, зависит, во-первых, от того, насколько турецкое общество готово воспринять деятельность этой партии, цели которой остаются неизменными: программа максимум — независимое курдское государство, программа минимум — автономия. Ведь в самой турецкой традиции считается, что живущие на территории Турции являются турками. Во-вторых, насколько полевые командиры курдов, ставшие влиятельными во время фактической войны, будут готовы к ведению политической борьбы. Если эти два фактора будут благоприятными, партия имеет все шансы перейти к легальной деятельности. Тем более, что признания прав курдского народа, а вместе с тем и этой партии, если она докажет действительно политический характер своей деятельности, будет активно требовать Евросоюз.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать