Перейти к основному содержанию

РАВНОПРАВИЕ ПО КВОТАМ

Украинское общество все еще продолжает жить по принципу мужской доминанты
07 марта, 00:00

Восьмое марта — день особый. Мужчины наконец вспоминают, что их окружают не просто сослуживцы, а прекрасные дамы. В связи с чем они одаривают коллег веточками мимозы и произносят порцию милых комплиментов. Вспоминают они и то, что прочный семейный тыл создают существа хрупкие, нуждающиеся в защите, косметике и колготках, которые, как оказывается, любят цветы и имеют конституционное право на отдых. Раз в году мужчины и женщины меняются местами. Она весь день исполняет чисто мужские функции: возлежит на диване, смотрит телевизор, получает кофе и приготовленные заботливыми мужскими руками «вкусности» прямо в постель. Он одевает старенький женин передник, стряпает и моет посуду, при этом не забывая об обязанности петь в этот день серенады в честь своей благоверной. Потом все возвращается на круги своя. Триста шестьдесят четыре последующих дня она будет тянуть двойную лямку «работа—дом», получать от супруга замечания по поводу не выглаженных вовремя рубашек и неубранной квартиры. А на службе — доказывать, что она выполнит поставленное задание ничуть не менее качественно, нежели коллега-мужчина.

По мнению многих психологов, несмотря на провозглашенные принципы гендерного равенства, украинское общество все еще продолжает жить по принципу мужской доминанты. Причем, по словам директора Киевского научно-образовательного гендерного центра Ирины Лебединской, когда кем-то очередной раз поднимается «женский» вопрос, большинством это воспринимается агрессивно. Причина этого — вековой общественный стереотип, что женщина сильна и без проблем может выносить двойную нагрузку. Причем активный вклад в поддержание этого стереотипа в основном вносят и сами женщины. Речь не о том, говорит И. Лебединская, что женщины должны бросить «мужские» занятия и вернуться к своей первоначальной функции — смотреть за детьми и стоять у плиты. Проблема состоит в том, что данный миф заслоняет истинное положение дел — мужчины изредка позволяют слишком уж «настырным» женщинам «поиграть» в политика или управленца, однако все остальные обязанности по мнимой причине их «женского» характера делить упорно не желают. И задача общества, по мнению специалиста, переосмыслить порочность этой асимметрии в закреплении гендерных ролей.

Статистика свидетельствует, что в Украине около 53% населения составляют женщины. Из 12 млн. специалистов с высшим и средним образованием 56% — опять-таки они. Тем не менее, другая статистика говорит о том, что менее 8% женщин входят в число госслужащих, причем в нашей стране чем выше ранг, тем меньшая «процентность» женского присутствия. В последние годы социологи отмечают феминизацию бедности вследствие преимущественно более низкой оплаты труда женщин — их зарплата не превышает 70 процентов зарплаты мужчин. Не поддается, по словам заведующей кафедрой социологии Национального университета «Киево- Могилянская Академия» Светланы Оксамытной, критике и пособие, которое выдается государством по уходу за ребенком. В «продвинутых» скандинавских странах размер пособия составляет 80—90% от заработной платы. В Украине эта цифра составляет «смешные» 30—40 гривен, что, как говорит С. Оксамытная, ставит женщину в зависимость в первую очередь от партнера.

Судя по всему, утверждает социолог, ситуация вряд ли коренным образом изменится с приходом «свежего» парламента — хотя в списках партий женщины и присутствуют, однако в основном в заведомо «непроходной» их части. Решить проблему могла бы система гендерных квот — определение на внутрипартийном уровне процента женского присутствия как в политикуме, так и на государственной службе. «Во всем цивилизованном мире «женский» вопрос решается только таким образом — нигде активность женщин не приводит к успеху путем создания женских партий», — утверждает С. Оксамытная.

Мужчины-психологи думают несколько иначе. По словам заведующего отделением клинической психологии МГУ им. М. Ломоносова Александра Тхостова, любые попытки внедрения гендерных квот — тупиковые. Женщины, говорит он, должны бороться за «место под солнцем» на равных с мужчинами стартовых условиях, ведь прием на службу осуществляется не по половому признаку, а в зависимости от «эффективности» человека. И если, по его мнению, фактор женского присутствия мал, виноваты в этом совсем не мужчины. «Официально все, безусловно, равны. Но не стоит удивляться тому, что на практике оказывается, что мужчины чуть «равнее». «Не надо забывать, что у нас статус женщин закреплен вековыми традициями», — говорит он. При решении «своего» вопроса А. Тхостов призывает женщин к спокойствию и разумному подходу, поскольку когда гендерную проблему пытаются поднять на уровне законодательства, это вызывает в обществе обратную реакцию и раздражение. На Западе этот феминистический «перегиб» выглядит, по его словам, и вовсе дикарским. Там женщины, проходящие в парламент, стараются совместить сразу несколько принципов, по которым можно дискриминировать человека — быть женщиной чернокожей, желательно нетрадиционной сексуальной ориентации и по возможности болеть СПИДом.

По словам председателя Национального совета женщин Украины Ирины Голубевой, в стране действует 35 всеукраинских и международных женских организаций, более 200 областных и несколько тысяч районных — филиалов всеукраинских и «своих», созданных на местах. Они решают конкретные задачи — например, оказывают психологическую помощь женщинам, больным раком, борются с насилием в семье и торговлей людьми, возвращают традиционные национальные праздники (благодаря им, в Украине официально введен день Святого Николая). Но отсутствие пресловутых гендерных квот в списках большинства партий, считает И. Голубева, зачастую сильно сказывается на эффективности их работы, поэтому Украина продолжает решать проблемы однобоко — с помощью лишь мужского ума. Свое умение проявлять активность, участвовать в политической жизни страны, по словам И. Голубевой, украинские женщины уже доказали. Осталось внедрить гендерные принципы «де-факто» в подсознание граждан, что далеко не так просто. В той же Швеции, «цивилизованность» которой всегда ставится в пример, мировоззрение и подход к «женскому» вопросу менялся около 30 лет.

КСТАТИ

Несмотря на заявления социологов об актуальности в Украине проблемы гендерного неравенства, статистика говорит о том, что мужчины доверяют представительницам слабого пола даже охрану правопорядка и государства. В частности, как сообщили «Дню» в пресс-центре МВД, из 60 тыс. работников пожарной службы 5 тыс. — женщины. В самой системе МВД из более чем двухсот тысяч аттестованных работников число женщин составляет 15 тыс., плюс «дополнительные» 33 тыс. — вольнонаемных.

По сообщению же Министерства обороны, в Вооруженных силах Украины почти каждую четвертую должность занимают женщины — в настоящее время в украинской армии служит и работает 110 тыс. женщин, тогда как общее количество ВСУ составляет 400 тыс. человек (310 тыс. служащих и 90 тыс. гражданского персонала). Наибольшее количество женщин — более 47 тыс. служит и работает в Сухопутных войсках, из них около 1,7 тыс. — офицеры и прапорщики. Абсолютное первенство среди женщин-военнослужащих удерживают войска противовоздушной обороны, где, кстати, служит и единственная женщина-полковник в Вооруженных силах, занимающая должность старшего офицера отдела организационного управления.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать